Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

А я в Россию, в Орёл хочу…

Колоритный, в узбекской тюбетейке, он сидел на скамейке в сквере Танкистов и смотрел на город, который не видел более семидесяти лет.

Хожамберды Тургунов в свои 94 года приехал с сыном Хабибулой в Орёл, чтобы посмотреть на город, который освобождал в годы Великой Отечественной войны.

Стариковская память выхватывает какие-то яркие фрагменты, но с трудом позволяет «разложить всё по полочкам», вспомнить конкретные имена и фамилии, номер полка… Он помнит друга Степана, с которым они делили хлеб, помнит, как ползком пробирались по улицам, где шла плотная стрельба…

- Бои здесь были ожесточённые, немцы успели хорошо укрепиться. Наши войска просто проламывали их оборону чем только можно - танками, артиллерией, авиацией, - говорит старший научный сотрудник Орловского военно-исторического музея Валентин Чернега, взявший на себя роль проводника и куратора узбекских гостей.

Они пробыли в Орле пять дней, и всё это время им звонили из консульства Узбекистана, интересовались, как проходит встреча. Деньги на поездку, а в рублях это более 90 тысяч, выделил своим гражданам президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.

- Он очень хороший президент, - говорит Хабибула, - заботится о народе, восстановил льготы ветеранам, которые отобрал его предшественник.

Несмотря на солнечный день в Орле, ветер был пронзительный и холодный.

- Не замёрзнет старик? У вас есть более тёплая одежда? - спрашиваю у Хабибулы Тургунова.

- Есть, в гостинице оставили, - отвечает тот. - Но отец не стал надевать, хотел вот в таком парадном виде остаться. На пиджаке - малая история великой войны, награды за освобождение советских городов, например, за оборону Сталинграда, юбилейные медали…

Ранения, госпитали, снова бои… Сейчас это далёкая история, а тогда события одного дня могли по накалу страстей, боли и мужества сложиться в историю жизни.

Фронтовые дороги довели Тургунова до Берлина. В мае 1945-го ему исполнился 21 год. О войне напоминают раны. На спине сквозь пиджак большая вмятина прямо возле позвоночника чувствуется. Осколки снарядов рвали человеческую плоть, война ломала судьбы и закаляла характеры…

- Не надо войны, хорошо жить надо, ни молодые, ни старики не должны видеть войну, - говорит Хожамберды на русском.

Он постепенно вспомнил много русских слов, хотя десятилетия не разговаривал на русском. Однако с удовольствием смотрит у себя в далёком Андижане российское телевидение, не один раз смотрел старый фильм про Ивана Грозного с Николаем Черкасовым в главной роли.

В мирной жизни после войны Хожамберды Тургунов работал кузнецом. Говорит, для сельхозтехники детали ковал. Воспитали с супругой девять детей. Сейчас, как ребёнок игрушке, радуется сотовому телефону, улыбаясь, рассказывает, что слышит голос дочери, которая находится далеко…

Уезжая из Орла, уже в поезде он прослезился. Сказал, что тронут доброжелательным приёмом, восхищён орловскими участливыми людьми.

Отсюда, с этой героической земли, начался великий перелом в той страшной и долгой войне.

Автор: Анжела Сазонова
Фото: Андрей Сасин
31 октября 2018 13:51
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~nneBc
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости