Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Банкомат шаговой доступности

Нужно оплатить коммунальные услуги или внести взнос в погашение кредита? Сегодня для этого не обязательно обращаться в банковский офис - достаточно дойти до ближайшего терминала или банкомата.

управляющий Отделением по Орловской области Главного управления Банка России по ЦФО Юрий МишустинО том, как эта умная техника облегчает жизнь потребителям финансовых услуг, рассказывает управляющий Отделением по Орловской области Главного управления Банка России по ЦФО Юрий Мишустин.

- Юрий Васильевич, а чем отличаются платёжные терминалы и банкоматы?

- Платёжный терминал только принимает наличные, а если устройство выдаёт деньги и оборудовано для приёма карт, то это банкомат. По данным Банка России, в первом квартале 2016 года сеть устройств для осуществления операций с использованием платёжных карт по стране включала более 195 тыс. банкоматов и 1,5 млн электронных терминалов. В ходе ежегодного замера индикаторов финансовой доступности регулятор оценил итоги прошлого года и сравнил их с показателями 2014-го. Согласно полученным данным в России растёт число электронных терминалов, установленных в организациях торговли и услуг (на 15,7%).

- Кто имеет право принимать платежи граждан через платёжные терминалы и банкоматы?

- Согласно законодательству операторами по переводу денежных средств являются коммерческие банки. Они могут заключить договор с другой организацией и предоставить ей право принимать от граждан наличные деньги или выдавать их - ​в том числе с применением терминалов и банкоматов. Такие партнёры банков называются банковскими платёжными агентами. Они в свою очередь тоже могут по договору поручить приём платежей другим организациям или индивидуальным предпринимателям, которые становятся платёжными субагентами. Кроме того, существуют независимые операторы по приёму платежей - ​это юридические лица, заключившие с поставщиками товаров и услуг договор о приёме платежей от граждан.

- Когда банкомат стоит в банке, обычно никаких опасений у потребителя не возникает. А вот терминалов, которые встречаются, например, в подземном переходе, многие избегают. Каким устройствам можно доверять?

- Конечно, разумнее не пользоваться устройствами самообслуживания, установленными в подозрительных местах. Если вы хотите расплатиться банковской картой, то сможете воспользоваться только банкоматами, которые принадлежат банкам или банковским платёжным агентам. При этом банк не должен иметь запрета или ограничения на перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счёта. Если Банк России ввёл для него такие ограничения или запрет, кредитная организация не только обязана прекратить приём наличных от граждан, но и уведомить об этом владельцев терминалов. Как я уже упоминал, платёжные агенты имеют право принимать через платёжный терминал только наличные. Впрочем, нужно иметь в виду, что из терминала деньги также поступают в банк, который и перечисляет их адресату.

- А бывают случаи мошенничества с устройствами самообслуживания? И как самому определить по внешним признакам, что терминал установлен незаконно?

- Такие случаи редки, но встречаются. Необходимо обращать внимание на информацию, размещённую на корпусе терминала - ​в том числе на данные о его владельце, контакты. Если ни на корпусе, ни на экране устройства нет сведений о банке, через который идут платежи, платёжном агенте, субагенте, лучше прервать операцию и не вносить деньги. Можно сообщить о подозрительном устройстве в полицию. Проведя платёж, обязательно следует дождаться чека и сверить данные о сумме платежа и его получателе. В случае возникновения проблем с зачислением денег надо обратиться в банк, наименование которого вместе с номерами контактных телефонов должно быть указано в чеке.

- Иногда важно перевести деньги быстро. Как скоро дойдёт до получателя платёж, сделанный через терминал?

- По закону перевод денежных средств (за исключением электронных денег) осуществляется в срок не более трёх рабочих дней. Отсчёт ведётся со дня списания денежных средств с банковского счёта плательщика или с момента внесения плательщиком наличных денег. Перевод электронных денег осуществляется моментально путём уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения остатка электронных денежных средств получателя на сумму перевода.

В первом квартале 2016 года сеть устройств для осуществления операций с использованием платёжных карт по стране включала более 195 тыс. банкоматов и 1,5 млн. электронных терминалов.

- А что делать, если деньги были переведены с помощью терминала, но до адресата не дошли?

- Необходимо направить свои претензии в письменном виде в организацию, данные которой указаны в чеке. Нужно обязательно указать дату и время проведения операции, местонахождение устройства и, конечно, реквизиты платежа: сумму денежных средств и получателя средств.

- Кто и как контролирует работу устройств самообслуживания? И какие наказания полагаются за их некачественную работу?

- Если устройство самообслуживания принадлежит банку или его платёжному агенту, то контроль за его работой проводит кредитная организация. Методы и формы такого контроля изложены в законодательстве. Если агент не выполняет своих обязанностей, кредитная организация должна расторгнуть с ним договор. Контроль за деятельностью самих кредитных организаций осуществляет Банк России. Иное дело, если терминал принадлежит независимому платёжному агенту - ​надзор за ними не входит в компетенцию Банка России.

То, как платёжные агенты выполняют обязанности по сдаче в банк полученных от плательщиков наличных денег, контролируют налоговые органы. Если вы полагаете, что платёжный агент не исполняет своих обязательств, целесообразно обратиться в налоговые органы по месту расположения терминала. Они наделены правом налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за выявленные нарушения. Некачественная работа с денежной наличностью и неверный порядок ведения кассовых операций - ​это административные правонарушения.

- Случается ли, что даже после общения с «законным» устройством самообслуживания банковская карта оказывается скомпрометированной?

- С ростом числа устройств самообслуживания основным способом подделки карт стал скимминг - ​изготовление фальшивых платёжных карточек и копирование информации с магнитной полосы одной карты на другую. Для этих целей используется скиммер - ​портативный сканер-накладка, которая устанавливается на отверстие для приёма карты. После копирования информации, мошенники изготавливают дубликат карты. Поэтому перед тем как воспользоваться банкоматом, обратите внимание, нет ли на нём дополнительных «примочек». Если возникают сомнения, откажитесь от использования такого банкомата.

Мошеннику, чтобы воспользоваться дубликатом, необходимо знать ПИН-код настоящей карты. Он считывается при помощи видеокамеры, установленной неподалёку, либо с помощью накладной клавиатуры. Рекомендуем придерживаться таких правил: вводя ПИН-код, прикрывайте свободной рукой клавиатуру банкомата, следите, чтобы рядом не было посторонних «наблюдателей». При совершении операции через банкомат не прибегайте к помощи либо советам третьих лиц, если что-то непонятно - ​лучше позвоните в свой банк, он обязан предоставить консультационные услуги по работе с картой.

И ещё одно уточнение: если у вашей карты есть микрочип, а не только магнитная полоса, изготовить фальшивку труднее. Поэтому Банк России потребовал, чтобы с 1 июля 2015 года банки выпускали карты с микрочипом, при этом карты без чипа остаются действительными до истечения срока их действия. Если же потребитель всё-таки стал жертвой мошенников, следует незамедлительно обращаться в правоохранительные органы.

Цифра

В Орловской области по состоянию на 1 июля 2016 года - 834 банкомата и платёжных терминала

Автор: Михаил Алексеев
20 Августа 2016 09:36
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~Gw58y
Комментарии


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Актуальное видео
25.10.2021 15:22:00
Сделайте прививку!
Наш паблик

Архив газет

Новости