Она родилась 15 августа 1929 года в деревне Чернышено в большой крестьянской семье. У её бабушки Прасковьи было шестеро детей и двадцать внуков. Но только Аня переняла мастерство лепить из глины тетеревов да барышень от мастерицы Прасковьи, своей бабушки.
Чернышенская игрушка-барышня отличается от других известных в России глиняных игрушек-барышень своей статностью, прямой спиной и высокой грудью. В детстве наша семья некоторое время жила в деревне Чернышено. Когда мы, дети, летом купались в местном пруду, то тут же играли и лепили игрушки. Однажды я, размяв глину, взятую на берегу, слепила барышню. Мимо шли женщины. Одна из них, подойдя ко мне и взяв в руки только что неловко сделанную мною игрушку, сказала, поправляя её: «Титьки, титьки ставь выше!». На всю жизнь я запомнила эту фразу. Была ли это Анна Харитоновна, я не уверена, но то, что она могла ею быть, сомневаться не приходится. Личная встреча с ней состоялась много позже. А то, что я в детстве лепила чернышенскую игрушкубарышню, запомнилось навсегда. Спустя годы по просьбе народного мастера России, члена Союза художников РФ Наталии Николаевны Фроловой я слепила эту игрушку.
На международной конференции по традиционной культуре, которая проходила в городе Орле в начале 2000-х годов, я вместе с Анной Харитоновной в музее изобразительных искусств проводила мастеркласс по чернышенской игрушке. Вылепленная мною игрушка и игрушка Анны Харитоновны были взяты сотрудниками музея игрушки города Сергиева Посада, участниками конференции, в фонды своего музея.
Памятен мне тот мастер-класс, как и последний урок потомственной мастерицы, проведённый ею для сотрудников и жильцов областного геронтологического центра ветеранов войны и труда, где Афанасова проживала с августа 2011 года. Здесь она была окружена заботой и вниманием руководства и сотрудников этого учреждения. В 2012 году наша общественная организация издала альбом-каталог «От бабушкиного сундука к вершинам мастерства», в котором были представлены талантливые хранители мастеровой Орловщины, имеющие почётное звание «Народный мастер России». В их числе была и Анна Харитоновна. После длительного перерыва состоялась моя встреча с ней. Я вручила мастерице альбом, а она поделилась со мной, что уж очень хочет поработать с глиной. Я пообещала ей осуществить это желание и в другой раз принести глину.
Вспоминала она тогда и свою нелёгкую жизнь: «Тетёрошниками» нас, чернышенских, звали. С бабушкой Прасковьей мы лепили тетеревов из глины, свистульки делали и продавали их на послевоенном новосильском рынке. Всё копейка. Трудодни-палочки не оплачивались, за них давали колхозникам натуральный минимальный продукт».
Деревня тех лет много забирала сил. Анна работала в колхозе, звеньевой была, коноплю растила, потом переехала в Новосиль, работала швеёй, закройщицей. «Трудно жили», - вздыхала она. И всё-таки Анна Харитоновна не оставляла лепку игрушки. Благодаря ей народный промысел чернышенской игрушки получил своё второе рождение. Под её руководством был организован кружок чернышенской игрушки в Новосильской детской школе искусств. Будучи на пенсии, живя в деревне Чернышено, она своими руками смастерила печку во дворе, где обжигала игрушки-свистульки и барыньки. У неё была своя технология обжига. «Я печку топила сначала хворостом, потом мусором, чтобы жар уходил постепенно», - делилась она со мной своими секретами. Лепила игрушки с любовью, белочек и чижей, поросяток да собачек и, конечно, любимых барышень. Ещё до обжига на поделке она обязательно оставляла свой знак «А. Х.».
В 1994 году ей было присвоено почётное звание «Народный мастер России». Игрушки А. Х. Афанасовой представлены во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, находятся в музейных и частных коллекциях. К ней приезжали из Орла, Москвы разные учёные по традиционной культуре, восхищались мастерством и умением Анны Харитоновны, даже заказы у неё были на исполнение игрушки. Только вот денег особенно никто и не платил. Но работы её выставляли по необходимости пропаганды народного мастерства Орловского края на различных выставках и конференциях. Она была не против, с радостью принимала столичных гостей, делилась своим мастерством и с корреспондентами телеканалов, которые готовили о ней телепередачи (было и такое).
Художники-профессионалы, работающие с глиной, тоже у неё бывали. А как без этого? «Создаёт народ, а мы только аранжируем», - говорил великий М. И. Глинка. Профессионалам нужна подпитка!
«Что же ты так долго не приходила, Саша?» - встретила она меня вопросом в последнюю нашу встречу в геронтологическом центре и продолжила: «Но хорошо, что пришла, будем лепить нашу игрушку».
С болью вспоминаю, как Анна Харитоновна, взяв в руки кусочек глины, долго разминала её малопослушными пальцами, пытаясь слепить птичку, а она не получалась… Но сколько было радости в её глазах, она всё говорила, говорила, говорила… Нас окружили сотрудники центра, некоторые жильцы. Анна Харитоновна, обращаясь к директору учреждения Евгению Андриановичу Мамошину (в те годы он возглавлял это учреждение), всё повторяла: « А грязи-то от глины нет!»
Все улыбались и радовались её радости. Барыню, слепленную мною, мы подарили директору. В телефонных разговорах со мной Евгений Андрианович отмечал, что эта встреча продлила жизнь Анне Харитоновне. Возможно, это так, но более значимой она была для меня, ибо я стала свидетелем и участником последнего урока потомственной мастерицы Орловского края и России - Анны Харитоновны Афанасовой.
Александра Семёнова,
председатель правления Орловского отделения
Российского творческого Союза работников культуры