Четыре причины успеха региональных вузов

Пока многие столичные вузы теряют свои позиции во всех возможных рейтингах, показатели региональных вузов уверенно растут. Почему?

Четыре причины успеха региональных вузов
За качество проще бороться там, где его легче контролировать. Крупные вузы, считавшиеся с советских времен ведущими, превратились в огромных неповоротливых бюрократических монстров. За последние 20 лет процесс административного расбухания в некоторых случаях принял необратимые формы. В отличие от Москвы реги­ональные вузы не могут позволить себе проводить политику бездумного расширения. Близость к местным проблемам и местным достижениям требует доказательных решений. Кроме того, это определяет и возможность создания модели преподавания, построенной на прямом общении преподавателя с каждым студентом. В отличие от столичных вузов‑конвейеров региональные вузы среднего размера могут быть более эффективными в деле создания комфортной среды для развития студентов. Итак, первая причина успеха региональных вузов — эффект масштаба.
Вторая причина достижений региональных вузов связана с развитием собственных систем контроля качества образования, не сводящихся к механическому сбору отчетности для федерального центра. Есть вузы, администрация которых воспринимает министерский мониторинг как наказание. Но есть и такие вузы, где сбор данных для мониторинга становится лишь частью общих усилий по повышению уровня образования. Возьмем пример Магнитогорского государственного технического университета. Здесь уже давно развивают собственные наработки в сфере мониторинга качества. Они напрямую связаны с тесным взаимодействием вуза и основных промышленных предприятий региона. Мониторинг становится способом тонкой настройки деятельности высшего учебного заведения на актуальные нужды потребителей — предприятий, государственных органов, локальных сообществ.
В отличие от флагманов образования региональные вузы буквально видят своих конечных потребителей. Тут нельзя, как в Москве или Петербурге, просто пять лет продержать студента в вузе, чтобы потом выдать ему диплом как удостоверение на взрослую жизнь. Качество связи с локальными сообществами имеет решающее значение для успешного развития образовательной системы. Это, кстати говоря, касается не только высшего, но и среднего образования. Существуют исследования по экономике образования, показывающие положительную зависимость результатов учащихся от уровня урбанизации региона и его населенности. Очевидно, что вуз — каким бы професси­ональным не был его преподавательский коллектив — невозможно вырезать из среды, в которой он существует. Общая социально-экономическая ситуация в регионе прямо влияет и на успехи региональных вузов. Соответственно, третья причина высоких показателей региональных вузов — это комфортность среды, в которой приходится действовать образовательным учреждениям, выстроенный баланс и интерес всех заинтересованных сторон.
За последние 20 лет процесс административного разбухания вузов в некоторых случаях принял необратимые формы. В отличие от Москвы региональные вузы не могут позволить себе проводить политику бездумного расширения. Близость к местным проблемам и местным достижениям требует доказательных решений.
Очевидно, что результаты ЕГЭ в среднем у абитуриентов региональных вузов проигрывают конкурсу престижных учебных заведений в Москве и Петербурге. Но это мало что говорит собственно о качестве образования в самом вузе. Гораздо важнее те показатели, которые позволяют оценить вуз не на «входе», а на «выходе», то есть с точки зрения перспектив трудо­устройства выпускников, доходов вуза, уровня научно-исследовательской активности. Иначе говоря, позиции разных вузов в мониторинге зависят от сравнительных весов разных критериев оценки. Следовательно, четвертая причина связана с устройством самого мониторинга, выделяющего такие показатели, которым особенно легко удовлетворяют именно региональные вузы.
И все-таки успех реги­ональных вузов не только повод для оптимизма. Безусловно, высокие показатели эффективности являются объективным свидетельством наличия в вузе выстроенной модели финансового менедж­мента и толковой маркетинговой стратегии. Но насколько мониторинг эффективности пригоден для оценки удовлетворенности студентов качеством учебного процесса? Видимо, задачи такого рода с трудом решаются при помощи любых формальных систем оценивания. Выстраивая обоснованную, доказательную образовательную политику, важно не рубить сплеча: образование как деятельность с отложенным во времени результатом нельзя оценивать по срезу одного-двух лет. Здесь есть большое поле для вдумчивой аналитики.
Петр Сафронов, кандидат философских наук, преподаватель Института образования НИУ ВШЭ
6 Июня 2014 12:52

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений