Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Электронная подделка: У автовладельцев до сих пор возникают проблемы при оформлении е-полисов

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) - одна из самых обсуждаемых автовладельцами тем. О ситуации на рынке ОСАГО рассказывает управляющий Отделением по Орловской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Юрий Мишустин.

управляющий Отделением по Орловской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Юрий Мишустин- Юрий Васильевич, за десять месяцев этого года страховщики продали почти 6 млн электронных полисов ОСАГО. Тем не менее у автовладельцев до сих пор нередко возникают трудности с оформлением е-полисов. В чём причина?

- Действительно, с 1 января 2017 года все страховые компании, продающие полисы ОСАГО, обязали обеспечивать непрерывную и бесперебойную работу своих сайтов и (по желанию клиента) заключать договоры в электронном виде. Электронное ОСАГО было введено для защиты от недобросовестных посредников (так называемых уличных брокеров), а также для удобства клиентов - ​чтобы автовладелец мог оформить полис, не выходя из дома. Соблюдение страховщиками требований по бесперебойным продажам электронных полисов осуществляет Банк России. Сейчас в день продаётся по несколько десятков тысяч е-полисов.

Конечно, есть и проблемы. Некоторые автовладельцы недостаточно хорошо владеют компьютером, другие не хотят тратить время на оформление полиса и связанное с этим сканирование различных документов, третьи сталкиваются с проблемами загрузки данных на сайте, постоянным обновлением страницы, где требуется снова и снова вводить данные… А бывает так, что автовладелец получает необоснованный отказ в продаже такой страховки или его перенаправляют на сайт замещающего страховщика. Именно с этим связан довольно высокий процент недовольных электронными продажами автовладельцев.

Таким автовладельцам предлагается альтернатива - ​можно оформить полис по старинке в офисе страховой компании.

- Не секрет, что автовладельцам настойчиво предлагают посреднические услуги - ​за них оформить электронный полис ОСАГО на другом сайте. Но, говорят, пользоваться такими услугами рискованно. Так ли это?

- Недавно появилась информация: до 10% проданных в этом году электронных полисов ОСАГО могут содержать недостоверные данные. Электронные продажи повысили доступность этого вида страхования, но как только они стали массовыми, ими заинтересовались мошенники. Недавно Банк России выявил новый вид мошенничества.

Схема проста, но работает исправно. Мошенники намеренно подают страховщикам недостоверные сведения о водителе и автомобиле, чтобы уменьшить стоимость полиса. Например, завышают стаж вождения и занижают мощность двигателя. Нередко занижают территориальный коэффициент (например, регионом проживания автовладельца вместо Москвы, где коэффициент к цене полиса 2, указывают Крым или Чечню, где коэффициент 0,6). На свой электронный адрес они получают от страховой компании полис, меняют его с помощью графического редактора и отдают водителю в распечатанном виде уже по другой, гораздо более высокой цене. При этом клиент не подозревает, что его данные указаны неверно.

У страхователя с таким полисом могут возникнуть проблемы при наступлении страхового случая, когда будет обнаружено несоответствие данных, внесённых при оформлении ОСАГО. В случае аварии, если виновником окажется покупатель такого полиса, выплаты пострадавшим он вынужден будет делать самостоятельно, так как его полис недействителен.

Чтобы избежать обмана, следует оформлять е-ОСАГО только на официальном сайте страховой компании, продающей электронные полисы.
- Какие-то меры предпринимает Банк России, чтобы обезопасить покупателей е-полисов?

- Банк России совместно с представителями страхового сообщества разрабатывает комплекс технологических и нормативных мер, направленных на предотвращение действий злоумышленников. Среди возможных средств борьбы с ними - ​создание единой базы ГИБДД, имеющей объединённый интерфейс с базой РСА. Если такая база появится, при оформлении полиса е-ОСАГО запрос подтверждения данных об автомобиле автоматически будет уходить в базу ГИБДД. Ещё одно предложение - ​разрешить страховой компании расторгать в одностороннем порядке договоры, составленные с явными нарушениями, - ​в частности с недостоверными данными. Сейчас страховщик не имеет права отказать в заключении договора в момент продажи электронного полиса (в отличие от бумажного), аннулировать его можно только через суд.

Президиум Всероссийского союза страховщиков (ВСС) утвердил форму ежеквартальной отчётности, которую страховые компании обязаны сдавать с III квартала 2017 года (уже с 1 декабря). В такой отчётности содержится информация о частоте обращений страховщиков в полицию, о количестве возбуждённых уголовных дел, отказах в возбуждении, а также о количестве дел, находящихся на рассмотрении. Сюда же войдут сведения о фальсификации документов страхователями. Отчётность страховщики будут направлять в ЦБ РФ, Минфин и правоохранительные органы. Эти данные станут основой для создания внутренних базовых стандартов борьбы с мошенничеством.

- А как автовладельцам уберечься от таких мошенников?

- Во-первых, напомню, что посредничество в электронном ОСАГО запрещено. Если страхователь всё же обратился к посредникам и купил полис у них, ему обязательно нужно самостоятельно проверить приобретённый документ в базе Российского союза автостраховщиков (на сайте РСА) на предмет подлинности указанных в нём данных. Если в ходе проверки будут обнаружены признаки мошенничества со стороны посредников (либо страховщика), необходимо сразу обратиться в полицию и представить платёжные документы, подтверждающие, что полис приобретён у конкретного лица.

- Но есть ещё и фишинговые сайты-клоны…

- Да, это ещё один распространённый вид мошенничества в сфере ОСАГО: мошенники создают сайты-клоны ресурсов крупных страховых компаний. Фальшивые сайты обычно имеют очень схожий дизайн с оригиналом, могут предоставлять возможность оформить полис онлайн и оплатить его на сайте. Даже название страницы очень похоже на подлинный сайт страховщика. Желающие приобрести полис заходят на сайт, заполняют анкету, оплачивают покупку - ​и получают подделку или вообще ничего не получают.

Такие же ресурсы, кстати, есть и в сфере микрофинансовых организаций. Банк России уже рассылал страховщикам и МФО письма с просьбой информировать регулятора об обнаружении мошеннических сайтов.

Чтобы избежать обмана, следует оформлять е-ОСАГО только на официальном сайте страховой компании, продающей электронные полисы. Чтобы узнать правильный адрес сайта страховщика, нужно воспользоваться списком на сайте РСА (www.autoins.ru) в разделе «Электронный полис ОСАГО». Рекомендуется внимательно проверять соответствие адреса сайта официальному сайту страховой компании, а также изменение адреса при переходе на новые страницы сайта. Одним из признаков сайта-клона может считаться предложение оплатить полис ОСАГО через сервис электронных кошельков. Если вы всё-таки стали жертвой обмана, обращайтесь в правоохранительные органы.

Автор: Полина Лисицына
29 Ноября 2017 11:33
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~PUn51
Комментарии


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Актуальное видео
06.09.2021 11:09:00
10
Наш паблик
Архив газет