Электронный урок

Вместе с учителями области корреспондент «Орловской правды» изучала обществознание по электронному учебнику.

Электронный урок
Сделано на планете Земля
В Орловском институте усовершенствования учителей прошел круглый стол. Тема его самая что ни на есть обсуждаемая сегодня педагогическим сообществом — электронные учебники. С 1 января будущего года в стране начнут издавать только учебники, имеющие электронную версию. Времени осталось всего ничего, но многие учителя до сих пор в глаза не видели тот самый электронный учебник и имеют смутные представления о том, что это такое.
Участники круглого стола, а на нем присутствовали педагоги самых продвинутых школ области, которые давно используют информационные и коммуникационные технологии, имели возможность увидеть новое электронное устройство и поработать на нем.
С виду электронный учебник компактный и легкий, напоминает сложенную книгу. Раскрываем. Правая часть — планшет с ЖК-экраном, левая — ридер (устройство для чтения) на электронных чернилах, это собственно и есть сам учебник.
На корешке устройства любопытная надпись: «Сделано на планете Земля». Объяснение такое: все технические разработки наших ученых, сборка — тайваньская.
Если говорить о скорости и крутизне устройства, то, возможно, оно и уступает новым гаджетам. Но ведь и у образования другие задачи. Это не шоу, где все поражает воображение, а ежедневная и кропотливая работа.
Школьная жизнь — в клике
Презентовала продукт международного сотрудничества региональный директор издательства «Академкнига/Учебник» Наталья Гопций. Именно это издательство при поддержке Министерства образования разработало и внедряет в российских школах инновационный проект «Живой урок».
Как позже выяснилось, в руках педагоги держали не совсем электронный учебник, а целый электронный образовательный комплекс. Один клик — и вся школьная жизнь на экране. Электронная учительская, электронный дневник, портфолио, библиотека, подготовка к ЕГЭ, внеурочная деятельность — все заключено в этом компактном устройстве.
Все, что делает ребенок: какие книги прочитал, где сделал закладки, его различные достижения, успеваемость — отражается на экране.
Один из разработчиков электронно-образовательного комплекса «Живой урок» — Светлана Ямшинина — также участвовала в работе круглого стола. Говоря о достоинствах электронного новшества, она отметила, что пять лет назад, когда зарождался этот проект, Минобразование перед разработчиками поставило несколько задач. Это увеличение информационной наполненности электронного учебника минимум в два раза по сравнению с традиционным, сохранение коммуникации на уроке, наличие обратной связи и способность работать «на удаленке», когда, к примеру, орловский ребенок при работе над своим учебным проектом в качестве руководителя может выбрать предметника из Томска или Санкт-Петербурга.
— Все это мы учли, — заверила разработчик.
Так ли это на самом деле, разбирались орловские учителя на примере одного из школьных предметов.
— На рабочем столе откройте ярлык «Обществознание» для 6-го класса, — последовало общее задание.
Не все в тот момент сориентировались. В небольшой заминке прозвучало замечание, что сенсорный экран не сразу реагирует на прикосновения пальцев.
Учебник открылся на теме «Два человеческих начала». Цель, задачи урока, содержание, задания — все в наличии. Тут же всевозможные таблицы, которые легко можно приближать, удалять, иллюстрации. Клик — и одно сменяется на другое. Все читаемо, перед глазами красочные иллюстрации.
Больше заминок с поиском нужной темы не было, ориентирование в учебнике происходило быстро. Кто-то из учителей самостоятельно открыл биологию, кто-то историю.
— Введение электронного учебника вовсе не исключает старые добрые книжку и тетрадку. Сегодня никто не говорит, что придется выбирать «или — или».
А мне удалось попасть в раздел виртуальных лабораторных работ. Все они приближены к реальным опытным манипуляциям. Четкая картинка детально отображает каждый этап лабораторной. Это существенное преимущество для тех школ, которые не могут позволить приобрести дорогостоящее оборудование. Есть еще один положительный момент: виртуальные лабораторные совершенно безопасны.
— Учитель должен поставить на уроке проблему со всем классом и вывести детей на так называемую индивидуальную траекторию. А дальше каждый своими шажками, исходя из уровня развития, эту проблему решает, — продолжает говорить Светлана Ямшинина. — В заключение урока все снова совмещаются и выясняют, что же получилось.
При работе с таким устройством становится ясно, что главная функция учителя меняется. Не нужно бегать по классу и смотреть, кто и что делает. Его задача теперь — уметь отслеживать на экране продвижение в обучении каждого ребенка, каждый его шаг: в чем он опережает одноклассников, а в чем отстает.
В тандеме с традицией
Посыпались вопросы: сколько будет стоить такое устройство и кто должен платить? Конкретных цифр не прозвучало. Руководитель департамента образования и молодежной политики области Галина Казначеева ответила так:
— Стоит это немало. Приобретать будет не школа.
Есть ли гарантия, что ученик на уроке будет изучать историю, а не бродить в Интернете? Гости заверили, что в данном устройстве работает так называемый безопасный Интернет. Ребенок попадает не в открытую Сеть, а в зону закрытого Интернета. Соцсети исключены.
Как и на чем будет работать школьник дома? Предполагается, что устройство в основном будет храниться в школе. Как пояснили разработчики, дома у ребенка будет доступ к контенту на своем устройстве — планшете или компьютере, нужно лишь будет ввести свои логин и пароль. Кроме того, все материалы с электронного учебника легко представить в распечатанном варианте и по ним выполнить домашнее задание.
— Введение электронного учебника вовсе не исключает старые добрые книжку и тетрадку, — заметила Галина Казначеева. — Сегодня никто не говорит, что придется выбирать: или — или. Электронный и традиционный учебник могут работать вместе, с учетом уровня подготовки детей, темы и т.  д.
Риски
В ходе круглого стола обсуждались и риски работы на электронных устройствах.
— На сегодняшний день к электронным учебникам пока не существует санитарных правил, — пояснила начальник отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Орловской области Елена Переверзева. — Нет требований ни к шрифту, ни к интервалам, ни к самому экрану.
Присутствовавшие обращали внимание и на возможные риски, связанные со здоровьем, в первую очередь, со зрением. Приводились результаты исследований федерального института развития образования по апробации электронных учебников. 70% детей и 80% опрошенных родителей указали, что подобные устройства легче и удобнее носить, нежели портфель с учебниками. Что касается удобства в чтении и запоминания, то более 50% отметили недостатки. Все учителя согласились, что необходим контроль за режимом работы с электронными устройствами.
В целом, как заметили педагоги, работать в новом проекте они готовы.
— Пока это единственный электронный учебник, в котором есть все необходимое для учебного процесса. Главное: здесь имеется обратная связь. Я бы с радостью поработала с ним, — сказала учитель гимназии № 34 г. Орла Татьяна Мосина.
По словам учителей, избежать перехода к электронным учебникам в любом случае не получится. Так лучше будет работать на лицензированном устройстве, чем на планшетах, где невозможно отследить ни качество получаемых знаний, ни осуществлять контроль за деятельностью ученика.
Автор: Екатерина Козлова
14 Октября 2014 08:48

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений