Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

История Красного моста, связывающего правый и левый берега Оки в центре Орла, насчитывает более 140 лет

Он был построен в 1879 году и до 1919 года назывался Мариинским в честь жены императора Александра II Марии Александровны.

Мосты в Орле начали возводить регулярно с учреждением Орловской губернии в 1778 году. Они были узкими и непрочными, движение по ним было затруднительным, особенно для многочисленных повозок с грузом. Весной мосты обычно сносило разливом рек, и их приходилось заново отстраивать.

В 1860-е годы городские власти задумались над возведением в Орле постоянных мостов через Оку и Орлик. В газете «Орловские губернские ведомости» по этому поводу была напечатана статья, в которой отмечалось, что Орёл является важным поставщиком хлеба и пеньки, а также указывалось на необходимость возведения постоянных мостов.

И только в мае 1873 года Орловская городская дума приняла постановление о создании комиссии по устройству в городе постоянных мостов на Оке и Орлике под председательством орловского купца А. Ф. Кулабухова, которого спустя год сменил директор Орловского городского общественного банка И. А. Авилов.

Длительное время велись переговоры городских властей о строительстве постоянных мостов с орловским земством, в чьём ведомстве они находились. В 1875 году была достигнута договорённость: Орловское уездное земское собрание своим решением передало мосты в ведение городской администрации и выделило 50 тысяч рублей серебром на их возведение. Деньги были переданы в городской общественный банк.

Учрежденная комиссия по устройству двух постоянных мостов (второй - мост через Орлик, названный Александровским. - Прим. авт.) заключила договор с председателем Брянского рельсопрокатного общества князем В. Н. Тенишевым о возведении объектов по проекту инженера Верховцева, планы которого были одобрены с некоторыми оговорками Министерством путей сообщения. Однако автор проектов не сошёлся в цене с заказчиком и отказался вести строительство мостов.

В марте 1876 года новый состав комиссии под руководством прежнего председателя Авилова пригласил нового инженера - Александра Ильича Лебединского, поручив ему создание проекта дамб арочной системы моста через реку Оку. В августе 1877 года представленный им проект был утверждён Министерством внутренних дел. А уже в мае следующего года заключён контракт на возведение мостов с уполномоченным общества Брянского рельсопрокатного завода В. Ф. Крахтом. Необходимые «аксессуары» для моста - фонари, железные решётки, портики, тумбы и чугунные колонны - заказали в Санкт-Петербурге на известном чугунолитейном заводе «Сан-Галли». Материалом для устройства мостов служил местный цемент, приготовленный из сырья, добываемого на берегах Оки. Его состав был разработан в конце 60-х годов XIX века инженером В. О. Голубевым.

Мост через Оку был открыт для движения экипажей и пешеходов после его испытания 17 февраля 1879 года. С момента открытия он стал одной из главных достопримечательностей города - величественный, на каменных опорах, с арочными основаниями на берегах. В то же время он был лёгкий, изящный, а его железобетонные конструкции создавали видимость ажурного обрамления. Мост имел пешеходные дорожки, которые были ограничены для безопасности с одной стороны перилами, с другой - высокой мостовой конструкцией. На верхней опоре была закреплена позолоченная чугунная табличка с надписью: «Мариинский мост».

Его освящение состоялось 2 марта 1882 года с установлением иконы и неугасаемой лампады в память восшествия на престол Александра III.

В том же году 2 апреля орловская депутация из четырёх человек, в которую входили городской голова Н. В. Митин и активные гласные городской думы, в том числе И. А. Авилов, посетила резиденцию Александра III в Гатчине. Тогда же состоялась встреча орловских делегатов с супругой императора Марией Фёдоровной, которая поинтересовалась: «Что у вас мост уже готов теперь?». В ответ Авилов сообщил, что «на окском мосту в честь Ея Величества укреплены иконы святой Марии Магдалины с неугасимой лампадой». После этого государыня просила благодарить орловское городское общество.

Спустя несколько лет состоялось важное событие в истории Мариинского моста: в 1898 году по нему было открыто трамвайное движение.

Важно отметить, что в 1883 году было возбуждено следствие на бывших руководителей масштабного строительства орловских мостов - городского голову Н. В. Митина, И. А. Авилова и других членов правления городского общественного банка, а затем заведено судебное дело «за обнаруженные подлоги и растраты» банка, долги которого составляли более 4,5 млн рублей. У городского управления образовался большой долг из-за займа на постройку мостов, основными кредиторами которого являлись общественный банк и орловское земство. Взятые займы под строительство мостов использовались городской управой и на другие нужды: ремонт водопровода, содержание помещений для войск и др. Главную причину городского финансового коллапса проверяющий Министерства внутренних дел увидел в бесконтрольном распоряжении средствами при строительстве мостов. К тому же строительная комиссия под председательством Авилова, «изменяя постоянно проекты сооружений, окончила их хозяйственным способом с затратой 508 241 рубль, в то время как по смете должно было быть 250 тыс. рублей».

В 1887 году суд оправдал городского голову Митина, а Авилова признал виновным. Его лишили всех присвоенных ему прав и преимуществ, золотых медалей на Станиславской и Анненской лентах и сослали на жительство в Томскую губернию на два года с запрещением по истечении этого срока выезда в другие губернии Сибири в течение шести лет.

За свою историю Красный мост пережил не один капитальный ремонт. Первый был проведен в 1926 году. Ремонтные работы тогда затянулись, и открытие моста не раз откладывалось. «Орловская правда» от 8 июля 1926 года об этом писала: «Такой продолжительный срок ремонта объясняется необходимостью переменить перержавевшие части моста. Вся нижняя часть мостовых форм окрашивается заново; производится заново перестилка всего деревянного помоста. Все граждане предупреждаются, во избежание несчастья, - не трогать хотя и изолированных, но обнажённых из-под грунта электрических проводов».

4 августа 1943 года фашисты при отступлении из Орла взорвали Красный мост. «Весь день и весь вечер мы сидим в подвале. 20 мин. десятого [вечера] мы услышали команду немцев к взрыву моста, а затем к отступлению. В 12 часов ночи или немного раньше мы поняли, что немцы покинули город», - записала в своём дневнике жительница Орла, пережившая оккупацию. Мостовыми армейскими частями был построен временный высоководный деревянный мост и сдан в эксплуатацию к 7 ноября 1943 года.

К 1949 году Красный мост был отстроен заново, к сожалению, уже без украшавшего его ажурного литья.

Лариса Кондакова,
начальник отдела использования и публикации документов
Госархива Орловской области

Фото: Yandex.ru
25 августа 2022 08:10
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~ICRYM
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости