Амчанки познавали новое с интересом, но подходили к этому творчески. И вскоре их работы стали настолько уникальны, что о них заговорили повсюду.
- Это было одно из самых крупных кружевных производств в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию из Мценска поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию, - рассказывает научный сотрудник Мценского краеведческого музея Марина Перекатова.
Следующий этап развития мценского кружева связан с именем княгини Анны Дмитриевны Тенишевой. Она активно занималась благотворительностью, финансировала строительство школ и больниц. В конце XIX века Анна Дмитриевна открыла в Мценске мануфактуру и школу кружевниц для девочек 8-12 лет. Юных амчанок учили не только ремеслу, но и грамоте, основам рисунка. Количество учениц год от года росло, и при школе был создан интернат. Девочки там жили на полном пансионе.
Качество мценского кружева росло и получило мировое признание. Среди десятка международных наград, пожалуй, стоит выделить серебряную медаль Всемирной выставки в Париже (1900 г.) и почётный диплом выставки в Глазго.
После прихода советской власти кружево производили в артели имени Клары Цеткин, но о той широкой известности, которая была в начале XX века, говорить уже не приходилось.
Окончательный упадок кружевного промысла приходится на годы Великой Отечественной войны. Во время оккупации Мценска немцы забирали всё кружево, которое только могли найти. Казалось, история мценского кружева закончена.
Иные планы были у судьбы и Нины Савенковой. В 1992 году благодаря всероссийской программе «Развитие» Нина Гавриловна открывает в Мценске новую школу кружевниц. Первый набор был многочисленным, но не всем хватило терпения пройти весь путь до конца.
- Я была одной из первых учениц. Материалы, оборудование собирали как могли, многое делали своими руками. Помогли местные жители, которые приносили найденные валики и коклюшки, - говорит Марина Перекатова. - Когда школа открылась, оказалось, что в Мценске практически не сохранилось старинных образцов кружев. Здесь также помогли местные жители, которые находили старинные кружева и приносили их в школу кружевниц. Многие работы были в плохом состоянии, так как никто не предполагал, что в руках у него находится историческая ценность.
Вскоре к Нине Савенковой присоединилась Анна Шалыгина. С тех пор она работает в школе кружевниц.
- Всю жизнь хотела заниматься рукоделием, но родители были против. Пришлось идти на физмат. Спустя долгое время увидела объявление об открытии курсов кружевниц. Прошла их, и Нина Гавриловна пригласила меня преподавать, - рассказала Анна Шалыгина.
Сейчас в школе кружевниц обучаются более 30 человек. Помимо Анны Шалыгиной своими знаниями с детьми делится Ольга Архипова. Они не только педагоги, но и экскурсоводы по музею кружева, организованного в школе, - настоящие хранители истории.
- Помимо самого кружевоплетения наши ученицы получают знания и о других видах искусства. Кстати, в истории нашей школы есть и один кружак. Конечно, обучаться приходили несколько мальчишек, но окончил школу лишь один, - отмечает Анна Шалыгина. - Вообще же для кружевоплетения нужен специальный валик, коклюшки (деревянные катушки с ручкой, куда наматываются нитки для плетения кружев), нити и много-много терпения и времени.
Очень часто кружевницы трудятся над своими работами годами. Во многом именно из-за большого количества времени, затрачиваемого на производство кружев, их стоимость может достигать нескольких миллионов рублей.
- У меня есть скатерть, над которой я работаю уже с десяток лет. Могла бы её давно закончить, но времени не хватает, - говорит Ольга Архипова.
- Наши ученицы все свои работы, кроме выпускной, оставляют себе. Некоторые продают сделанные кружева, - добавляет Анна Шалыгина.
Сама работа кружевниц очень кропотливая. Стоит допустить малюсенькую ошибку - и придётся расплетать всю работу. Как ни странно, но на разрушение уходит намного больше времени, чем на созидание.
Если говорить о самом мценском кружеве, то оно считается одним из самых сложных. Чтобы сплести из ниток хотя бы небольшой фрагмент, нужно около 100 пар коклюшек!
- Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов. За счёт крупного и выразительного узора мценское кружево более воздушное и лёгкое по сравнению с другими знаменитыми видами кружева - вологодским и елецким, - подмечает Анна Шалыгина.
- Мценское кружево было необычайно тонким, ажурным и самобытным, отличалось использованием архаичных узоров. Для мценского кружева использовались нити различных цветов: белые, чёрные, золотые, серебряные, цвета слоновой кости. Я как-то предложила ученицам попробовать сплести настоящее мценское кружево. Девочки путались, расплетали, начинали заново… Мценские узоры требуют большой концентрации внимания и усидчивости, - добавляет Ольга Архипова.
Сейчас мценское кружево вновь начинает привлекать к себе внимание. Недавно в школу кружевниц приезжал известный журналист Джон Уоррен. В рамках программы «Поедем, поедим!» он искал здесь тургеневскую девушку. Не остаются мценские кружевницы и без международного внимания. Месяца через два после Джона Уоррена в гости приезжал журналист из Мексики.
- Многие ученицы говорят, что хотят заниматься этим ремеслом и после окончания школы, но возможности у них такой нет. Они плетут дома - для себя или выполняя небольшие заказы, но на большее пока рассчитывать не приходится, - добавляет Анна Шалыгина.
- Сейчас просто приехать в Мценск и купить местное кружево практически нереально. Нужно сначала договориться с мастерицей и через несколько месяцев приехать за работой. Конечно, в школе кружевниц и нашем краеведческом музее мы проводим различные акции, где каждый может попробовать себя в роли кружевницы или кружака, купить кружево, но этого мало, - говорит Марина Перекатова.
Перспективы у мценского кружева есть, но для его сохранения нужно открывать производство. Сделать это кто-то вряд ли решится. Слишком большие риски.