Как найти орловское?

В Орловской области производят практически все необходимые для населения продукты питания: пищевая и перерабатывающая промышленность — одна из ведущих отраслей АПК. Вот только найти продукцию местных производителей на полках торговых сетей, которые работают на территории нашего региона, пока достаточно сложно.

В областной администрации прошло заседание координационного совета по вопросам развития торговой деятельности на территории региона. Обсудить наболевшую проблему были приглашены руководители пищевых и перерабатывающих предприятий региона и представители крупных торговых сетей.
По данным руководителя управления торговли Ольги Шиленок, на территории нашего региона работают 2 228 магазинов, реализующих продовольственные товары. Из них 168 магазинов относятся к крупным торговым сетям, таким, как ЗАО «Тандер», «Паллада торг», «Корпорация «ГРИНН», ООО «Европа» и др., что составляет 7,5 % от общего количества продовольственных магазинов.
Только в январе — марте текущего года орловскими пищевыми предприятиями было произведено более 5 тыс. т мяса и субпродуктов, свыше 6 тыс. туб плодоовощных консервов, почти 17 тыс. т цельномолочной продукции, 12,5 тыс. т хлеба и хлебобулочных изделий, более 1 тыс. т кондитерских изделий.
— Однако мониторинг наполняемости потребительского рынка Орловской области товарами региональных товаропроизводителей показывает, что удельный вес по многим видам продукции крайне низкий, — говорит Ольга Шиленок.
В настоящее время в ЗАО «Паллада торг» представлена продукция 31 орловского товаропроизводителя, в ООО «Атолл» — 22, ЗАО «Корпорация «ГРИНН» — 20, ООО «Европа» — 17, ОАО «Седьмой континент» — 11, ЗАО «Тандер» — 13, ООО «Аквилон» — 6. Эти цифры постоянно меняются, и не всегда в сторону увеличения…
Не случайно, по отдельным видам продукции за 1-й квартал 2014 года (по сравнению с аналогичным периодом 2013-го) снизились объёмы производства следующих продуктов: сыров и сырных продуктов — на 17,2 %, молочной продукции — на 5,8 %, мяса птицы — на 11,2 %, муки — на 7,3 %, кондитерских изделий — на 12,2 %.
Как подчеркнул и. о. руководителя агропромышленного блока Василий Новиков, развитие пищевой промышленности невозможно без тесного взаимодействия с торговыми сетями. Но эти отношения сегодня, как мы видим, оставляют желать лучшего…
В первую очередь дали высказаться руководителям предприятий:
— С таким подходом к делу мы скоро вообще без перерабатывающей промышленности останемся, — говорит руководитель ЗАО «Агропромышленный комплекс «Орловская Нива» Сергей Будагов. — Наш рынок заполнили товаропроизводители из других регионов, даже из Краснодара. А мы попробуем зайти к ним со своим товаром — не пустят!
Директор Ливенского сыродельного завода Виктор Ашихмин посетовал на то, что торговым сетям проще закупать более дешевую продукцию:
— А у нас она высокая.
Как подчеркнул и. о. руководителя агропромышленного блока Василий Новиков, развитие пищевой промышленности невозможно без тесного взаимодействия с торговыми сетями. Но эти отношения сегодня, как мы видим, оставляют желать лучшего…
Ливенский сыр и масло любят, но покупают больше на ярмарках — там продукция идет без накруток.
Некоторые производители, в основном мелкие, вообще не могут зайти в торговые сети. Как пояснили директору небольшой частной хлебопекарни Мценского района, из-за слишком высокой цены: буханка хлеба стоит 22 рубля. Плюс наценка магазина. Сколько в итоге обойдется такой хлебушек покупателю?
А вот, как отметил директор Орловского хлебокомбината Андрей Конов, проблем с реализацией у них нет. В любой торговой сети, и уже даже за пределами нашего региона (географию поставок для них расширило ЗАО «Тандер»), можно встретить их продукцию в широком ассортименте.
— Да с нами даже общаться не хотят! — возмущался директор одной мясной компании. — Я отправил наши предложения, позже позвонил в организацию, а мне в грубой форме отказали…
Как ответили представители торговых сетей, требования ко всем поставщикам у них одинаковые. Основными критериями выбора являются деловая репутация и финансовое положение поставщика, качество продукции, конкурентоспособная цена, стабильные поставки и др.
На сайтах торговых сетей подробно описаны механизмы подачи коммерческих предложений и требований к таковым. Эта информация открыта для всех. Необходимо также отметить, что управление торговли постоянно информирует орловских товаропроизводителей о датах проведения заявочных компаний в торговых сетях.
— Думаю, проблема состоит в том, что директора предприятий сами не хотят с нами общаться, — говорит представитель корпорации «ГРИНН». — А по электронной почте решения не принимаются. Кроме того, многие предприятия ведут себя неактивно. Мы представляем бесплатные площадки для проведения дегустаций, но желающих провести их среди орловских товаропроизводителей мало…
При организации взаимодействия с крупными торговыми сетями возникают и другие проблемы. Например, недостаточное развитие системы логистики у производителей. Товары должны поставляться в каждый магазин по всей территории Орловской области, а из-за недостатка автомобилей и экспедиторов, а также небольших заявок, это выполнить зачастую невозможно.
Кроме того, крупные производители имеют возможность снижать стоимость своих товаров, не изменяя качества, и оказывать рекламную поддержку, что влияет на спрос покупателей. В связи с этим местным товаропроизводителям становится сложно занять определённую нишу на товарном рынке и бороться за предпочтения покупателей.
Чтобы выйти из сложившейся ситуации (организовать стабильные поставки, расширить их географию, оказать информационную поддержку производителям и многое другое), в феврале 2014 года создана ассоциация «Орловское качество», объединившая предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности и торговые сети Орловской области. Чтобы наш товар выходил под одним брендом. Так покупателю будет проще найти своё, орловское.
Василий Новиков посоветовал представителям торговых сетей и местным товаропроизводителям сделать шаг навстречу друг другу. А управлению торговли каждые три месяца мониторить ситуацию о наполняемости рынка орловской продукцией.
Автор: Анна Борщ
27 Мая 2014 08:11

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений