Когда дело доходит до ликвидации какой-то из школ, органы местного самоуправления и родители нередко становятся оппонентами в отстаивании, как они считают, своей справедливой позиции. Можно ли при этом угодить всем - вопрос риторический. Необходимо находить свой, индивидуальный подход к каждому конкретному случаю.
Ливенский район, село Свободная Дубрава, население которого в настоящее время составляет более 400 человек. Местная школа здесь была построена в 1972 году. Если учитывать, что она была рассчитана на 300 обучающихся, можно легко догадаться, насколько сильно сократилось население села по сравнению с тем периодом. Более сорока лет Свободно-Дубравская школа не видела капитального ремонта. Возможно, это стало одной из причин, по которой в августе 2012 года большое двухэтажное здание школы было признано аварийным. По одной из стен пошла глубокая трещина, фундамент осел… Здание было признано аварийным прямо перед началом учебного года, а потому районная администрация в кратчайшие сроки предоставила необходимые помещения школьникам (40 человек) и педагогам в соседней Казанской школе, которая находится в четырёх километрах от Свободной Дубравы.
- Администрация Ливенского района организовала ежедневный подвоз учащихся и работников Дубравской школы на специальном автобусе для перевозки детей, который оборудован системой ГЛОНАСС, - рассказывает начальник управления образования администрации Ливенского района Валерий Ревин. - Дети обеспечены двухразовым горячим питанием, у них есть возможность заниматься в различных кружках и секциях.
За пять лет родители и дети уже привыкли к новой реальности. Нареканий и обращений в администрацию района по вопросу организации образовательного процесса с их стороны не поступало. Единственное неудобство - это обучение во вторую смену. Некоторые родители, конечно, надеются на проведение капитального ремонта в их родной школе, дабы вернуть своих детей обратно - поближе к дому. Возможно, именно поэтому некоторые родители забеспокоились, когда в конце ноября 2017 года администрация Ливенского района утвердила план оптимизации образовательных организаций на 2018-2020 годы, куда вошла и Свободно-Дубравская школа.
- В настоящее время речь о ликвидации Дубравской школы не идёт, - заверил Валерий Ревин. - Это долгая и сложная процедура, а главное - согласно нашему законодательству принятие решения о ликвидации школы в сельском поселении не допускается без учёта мнения жителей этого самого поселения. Так что без мнения людей по этому вопросу мы никакого решения принимать не будем.
Заручившись поддержкой инвестора, райадминистрация выделила 150 тыс. рублей на обследование школы и подготовку проектно-сметной документации на проведение первоочередных мероприятий по выводу здания из аварийности. Для этого необходимо усилить фундамент, отремонтировать кровлю, сделать стяжку здания. Ориентировочно на эти цели понадобится порядка 4 млн рублей.
И это только начало. Как сообщают в администрации Ливенского района, с компанией «Орёлагроюг» удалось достигнуть договорённости на проведение этих работ. Более того, инвестор согласился с предложением районных властей, что для проведения полноценного ремонта необходимо изготовление ПСД на всё здание, а также прохождение государственной экспертизы. Чтобы привести здание в соответствие с требованиями СанПин, необходимы ремонт почти всех инженерных сетей, внутренняя отделка, ремонт фасада. А это уже выливается примерно в 35 млн рублей.
Инвестор готов сделать и эту работу. Но она требует времени. Селяне должны понимать, что все эти процедуры - обязательные и необходимые. А также, к сожалению, длительные и имеют ряд юридических тонкостей. Впрочем, если здание удастся привести в порядок и двери школы вновь распахнутся для учеников, то здесь уже возникает чисто хозяйственный вопрос: насколько экономически обосновано её существование?
Именно здесь и возникает некоторое противоречие между сердцем и головой. Как не понять родителей и детей, которые привыкли к родной школе, где всё знакомо и близко? Зачем им вторая смена и езда на автобусе туда-обратно? Пускай даже на это уходит 15 минут. Как не понять местные органы самоуправления, которым придётся содержать огромное здание на 300 человек, в котором обучаются всего сорок? В классах - по пять, четыре, а то и по одному ученику. Отопление, освещение, газ, вода, ремонт - немалые деньги для скудного районного бюджета.
В таких случаях необходим только конструктивный, спокойный, а главное - эффективный диалог между властью и жителями. Нужно слышать и понимать друг друга, искать точки соприкосновения. Найти выход, который максимально будет устраивать все стороны.