Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Лётчик-ас Николай Гусаров

За годы Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Николай Михайлович Гусаров сбил 30 вражеских самолётов.

В послевоенные годы он командовал полком. Но после отставки вместо полагающейся ему по статусу административной работы пошёл трудиться простым рабочим-обжигальщиком на Кучинский керамический комбинат.

Родился Николай Михайлович Гусаров 4 декабря 1917 года в д. Новосёлки (ныне - Колпнянский район Орловской области) в большой крестьянской семье: у него было два брата и сестра. Окончил два курса Орловского семеноводческого техникума и мечтал работать в колхозе по специальности. Но судьба рассудила иначе.

В 1936 году Николая призвали в Красную армию и направили на учёбу в знаменитую Качинскую военную авиационную школу. Среди её выпускников - трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин, а также 12 дважды Героев Советского Союза и 284 Героя Советского Союза, среди них и Николай Гусаров, окончивший авиа­школу в 1939 году.

Война застала Николая Гусарова в г. Станиславе (ныне - Ивано-Франковск) в составе 12-го истребительного авиаполка. К боям он был готов - ещё до войны славился как меткий стрелок. Снайперское мастерство лётчика было отмечено наградой - именными золотыми часами от Маршала Советского Союза С.М. Будённого.

«22 июня 1941 года в три часа утра командиру полка позвонил командир дивизии Демидов и посоветовал не спать», - писал о событиях тех лет фронтовой корреспондент Л.В. Козлов.

Командир 12-го истребительного авиаполка П.Т. Коробков всё понял: на своём ястребке несколько раз низко пролетел над городом, таким образом подавая условный сигнал тревоги, отдал приказ поднять лётный состав, который остался на воскресенье на аэродроме, рассредоточить и убрать с лётного поля боевые машины.

Прилетевшие вскоре немецкие бомбардировщики «отработали» впустую. Оставшиеся невредимыми наши истребители поднялись в небо и учинили противнику разгром. В одном из своих первых вылетов на стареньком истребителе И-16 командир звена старший лейтенант Гусаров сбил первый самолёт противника. Он повёл в бой свою четвёрку «ишаков» - так называли в войсках истребитель И-16 - и неожиданно обнаружил одиннадцать гитлеровских бомбардировщиков Ю-88, которых прикрывали истребители Ме-110. Николай Гусаров атаковал противника, заставил его сбросить бомбы до цели и на глазах у всего личного состава полка сбил Ю-88, который горящим упал в районе аэродрома Боушев. За этот успешный бой Н.М. Гусаров получил свою первую боевую награду - орден Красного Знамени.

Полк, где служил Гусаров, участвовал в тяжелейших воздушных боях на Украине - в районах Винницы и Днепропетровска. Лётчики делали по три, а то и по пять вылетов в день. За этот период Николай Михайлович лично сбил шесть самолётов противника, за что был представлен к ордену Красной Звезды.

Зимой 41-го 12-й истребительный авиаполк был переброшен на Крымский фронт и получил новые самолёты ЛаГГ-3. Гусаров участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции, обороне Севастополя. На его счету появилось ещё три сбитых самолёта противника. Как одного из самых опытных лётчиков, его назначают заместителем командира полка.

К тому времени его имя уже было хорошо известно среди советских лётчиков. В начале 1942 года газета «Красная звезда» поместила снимок, на котором Николай Гусаров был запечатлён у фюзеляжа своего самолёта с семью звёздочками на борту. Подпись гласила: «Известный лётчик Николай Гусаров, сбивший семь фашистских самолётов».

Летом 1942 года в тяжелейших боях под Харьковом Николай Михайлович одержал несколько блестящих побед. А 11 ноября на подступах к станции Осташков в неравном воздушном бою Гусаров сбил лично один немецкий самолёт Ме-109 и три самолёта «Хенкель-111» в группе.

В марте 1943 года его полк получил новые самолёты Ла-5 и был направлен на Центральный фронт, где развернулись бои на Курской дуге. К тому времени Н.М. Гусаров получил звание капитана и служил заместителем командира 486-го истребительного авиаполка.

В первый день Курской битвы, 5 июля 1943 года, когда немецкие танки пошли на прорыв наших позиций, над станцией Поныри, прикрывая наши вой­ска на самолёте Ла-5, Николай Гусаров в воздушном бою сбил два вражеских истребителя, причём один из них - таранным ударом.

В этот день он патрулировал небо над полем боя во главе четвёрки истребителей и вынужден был вступить в бой с восемью немецкими мессерами, прикрывавшими бомбардировщики. Чтобы напугать немецких лётчиков, Гусарову пришлось идти на таран. Ему это удалось - четвёрка советских Ла-5 помешала точному бомбометанию по позициям советских войск. Самого же Гусарова после тарана выбросило из самолёта, но, к счастью, лётчик успел выпустить парашют. За эти бои Н.М. Гусарова наградили вторым орденом Красного Знамени.

После победы на Курской дуге наши войска стремительно преследовали врага на Украине. В ответ на это немцы решили выстроить у Днепра эшелонированную оборону. Капитан Гусаров обеспечивал авиационное прикрытие наших войск при форсировании Днепра, сбив при этом ещё несколько немецких самолётов.

Всего же к ноябрю 1943 года на счету майора Гусарова было 432 боевых вылета, в 69 воздушных боях он сбил лично 15 и в составе группы 14 самолётов противника. Звание Героя Советского Союза майору Николаю Михайловичу Гусарову было присвоено 4 февраля 1944 года с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Тем временем полк майора Гусарова в начале 1944 года перебросили в Молдавию. Здесь Николаю Михайловичу поручили ответственное задание - избавить наши наземные войска от действий самолётов разведки противника, которые пехотинцы прозвали рамами. Гусаров выследил разведчика и с особой радостью отправил его горящим к земле. Наградой герою стал орден Александра Невского.

В январе 1945 года Гусаров участвовал в боях за освобождение Будапешта. Он был задействован в ликвидации «воздушного моста», по которому на самолётах Ju-52 в окружённую венгерскую столицу перебрасывались подкрепление и продовольствие. Воздушная «охота» увенчалась успехом: лётчики 486-го истребительного авиаполка сбили немало транспортников противника, один из них - на счету Гусарова. Всего за годы войны Николай Гусаров совершил 501 боевой вылет, сбил не менее 30 вражеских самолётов.

День Победы Н.М. Гусаров встретил в Чехословакии.

Николай Михайлович был участником Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. В 1949 году он окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. Был командиром полка, лично испытывал новые военные самолёты. В 1953 году во время одного из испытательных полётов Гусаров сумел посадить загоревшийся самолёт, но сильно обгорел сам, почти потерял слух. В 1955 году по состоянию здоровья он вышел в запас в звании полковника.

После отставки поселился в г. Железнодорожном, который сейчас вошёл в состав подмосковной Балашихи. Он не мог не работать. Но вместо полагающейся ему по статусу административной работы пошёл… на завод простым рабочим. В 1959 году Н.М. Гусаров устроился на Кучинский керамический комбинат и двадцать лет работал обжигальщиком в цехе пеностекла.

Умер Николай Михайлович 3 сентября 1979 года. Похоронен в Балашихе на Пуршевском кладбище.

В 1995 году на стене Кучинского керамического комбината установлена мемориальная доска в честь Героя Советского Союза - рабочего-обжигальщика Н.М. Гусарова. Бюст героя установлен в посёлке Колпна Орловской области.

Алексей ГАЛАНИН, г. Балашиха

16 января 2020 12:35
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~FTSLh
Комментарии


Актуальное видео
16.01.2024 15:56:00
ЗВОНКИ В МЕССЕНДЖЕРАХ
Наш паблик
Архив газет

Новости