Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Магия газетной страницы

20 августа ответственному секретарю газеты «Орловская правда» Николаю Шикунову исполнилось 70 лет. Он работает в нашем издании почти полвека.

Сразу хочется сказать, что 70 лет Николаю Ивановичу никак не дашь. За мои тридцать лет работы в газете он, поверьте, вообще не изменился - разве что седины прибавилось в его по-прежнему густых волосах. Он всегда в отличной физической форме, в работе сосредоточен, аккуратен и спокоен, и на рабочем столе у него всегда порядок. Иногда, конечно, может поворчать, если ему что-то не нравится, но это никогда не переходит рамок врождённой интеллигентности и элегантности.

Ответственный секретарь, или ответсек, отвечает за оформление газеты. И это невероятно важная вещь, потому как любое печатное издание, как правило, встречают по одёжке, провожают по уму. Исследования показывают, что подавляющее большинство читателей прежде всего воспринимает общий вид, дизайн, полосы, во вторую очередь - фото, потом заголовки, подписи к снимкам, выносы. Основное внимание к текстам примерно у четверти читателей. Но и текст на полосу ставить нужно умеючи. Сейчас полно изданий, которые просто невозможно читать из-за узких колонок, безжалостно рвущих строки на куски, дурацких опечаток, эклектики и мельтешения шрифтов, ломаной неграмотной вёрстки и прочих чисто оформительских погрешностей.

Случается, что и контент с дизайном не рука об руку идут, а кто в лес, кто по дрова. В случае с Николаем Ивановичем такого не бывает - он успевает прочитывать всё, что идёт в номер. Он всегда знает все опорные моменты материала, ответственно подходит к отбору фотоиллюстраций, правильно расставляет акценты, не чурается посоветоваться с автором. И при всём высоком профессионализме он очень скромный человек. А ведь у него художественное образование, и на орловском худграфе он учился с такими талантливыми художниками, как Николай Силаев, Валентина Олейникова, Александр Олейников, Любовь Жмакина, Юрий Тимоничев, Виктор Лебедев, Николай Комов и другие.

Николай Иванович с теплом вспоминает своего первого учителя в художественной школе Эдуарда Игнатьевича Галактионова и других педагогов, сумевших привить ему любовь к художественному творчеству.

- Он знает многих орловских художников не по справочникам, а вживую, и порой его мнение не совпадает с каким-нибудь кочующим из издания в издание поверхностным взглядом, - говорит о нём дизайнер печатной продукции, или, как мы попросту говорим, верстальщик, Евгений Латышев.

Женя Латышев и Дима Хвостов - те, кто непосредственно работают с Николаем Ивановичем изо дня в день, отмечают его самодисциплину и самоотдачу, творческий подход к оформлению газеты и то, что он старается идти в ногу со временем.

Чтобы идти в ногу со временем, Николай Иванович постоянно пополняет багаж знаний, читает современные статьи об оформлении газет, интересуется, как меняют дизайн те или иные известные и не очень печатные издания. Ведь новые времена требуют нового стиля, каких-то отступлений и находок. Коллеги не раз с одобрением отмечали всевозможные фишки в интересной подаче материалов. В сделанных им страницах, или, как говорят газетчики, полосах, всегда присутствует воздух, хотя при этом драгоценная газетная площадь не транжирится, а используется максимально рационально.

И если Шикунову случается шикануть, то это стопроцентно оправдано. Как, например, в случае с номером, где в 2014 году впервые шёл репортаж о шествии Бессмертного полка. Он видел, что стандартная подача даже при крупной фотографии не передаёт всей масштабности этого нерядового события.

- Хотелось как-то по-другому, по-новому показать на страницах газеты это грандиозное действие, этот единый порыв души простых людей, - говорит Николай Иванович. - И я решил, а почему бы это шествие не развернуть на первую и последнюю страницы, сделав таким образом обложку? Это было в первый раз в нашей газете. Конечно, это было рискованно - вдруг не получится.

Получилось. Номер вышел красивый и торжественный.

В дальнейшем подобных разворотов было несколько: парад победителей, 75 лет Великой Победе, 60-летие полёта в космос Юрия Гагарина, 105 лет газеты «Орловская правда» и другие тематические выпуски. И всякий раз Шикунов не повторялся, а старался по-новому оформить полосу, находил для этого новые приёмы.

Современные средства печати дают множество возможностей, и наш художник макета Николай Шикунов использует их по максимуму. А когда он в июле 1974 года пришёл работать в «Орловскую правду», была так называемая высокая печать. Набор вёлся на линотипах. Фото, заставки и рисованные заголовки изготавливались на цинковых пластинах в форме клише. Потом пришёл офсет. Возможность улучшить оформление полос резко выросла, но вместе с тем и ответственность повысилась. Из одинаковых стилевых элементов нужно было каждый раз делать разнообразный макет полос, сохранить узнаваемость для читателя и не впасть в однообразие. И это - то самое лезвие бритвы, по которому газетный оформитель идёт каждый раз, формируя очередной номер. Сегодняшняя цифровая печать облегчила чисто техническую составляющую, но всё так же ломает голову над очередным макетом наш Николай Шикунов.

Выбор главных тем, расстановка иллюстративных приоритетов, иерархия заголовков - вся эта оформительская кухня остаётся как бы за кадром, но результат тем не менее всегда на виду. И тут на особом положении остаются вёрстка и оформление первой полосы - это лицо газеты. И когда «Орловская правда» время от времени меняла это лицо, всегда была видна рука мастера. Грамотно использовать многолетние фундаментальные знания и постоянно расширять границы креативности - вот, пожалуй, та система координат, в которой работает наш уважаемый Николай Иванович. И, как художник, он, наверное, знает, что нет предела совершенству.



Автор: Анжела Сазонова
Фото: Сергей Мокроусов
24 августа 2022 15:00
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~z9P00
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости