Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

«Модная школа»

Эти слова были сказаны безо всякой иронии в адрес обычной общеобразовательной школы, к тому же сельской.

Из райцентра - за сельскую парту

Слово «модная» мне истолковали так: престижная, современная, пользуется популярностью у родителей и детей.

А ещё «модная» в том смысле, что здесь созданы все условия для получения знаний. Есть укомплектованный коллектив преподавателей по всем дисциплинам - молодой и очень профессиональный, добросовестно отрабатывающий не одну лишь обязательную школьную программу.

Подтверждения популярности сельской школы долго искать не пришлось: здесь учатся дети не только из окрестных деревень, но даже из райцентра. Что само по себе удивительно, поскольку чаще бывает наоборот.

- Не скажу, что наша школа в районе лучше других. Скажу так: она точно не хуже. Всего несколько лет назад у нас было немногим больше 200 учеников, - говорит директор школы Александр Агошков. - Сейчас в школьных кабинетах и классах занимаются 325 человек, плюс 27 человек - дошкольная группа. И постоянно просятся ещё, только вот тесновато будет: школьные площади на такое число обучающихся не рассчитаны.

Училище в слободе Черкасской

История этой школы началась давно. 155 лет назад Кромская уездная земская управа открыла земское сельское училище в слободе Черкасской. Оно и послужило основанием будущей школы. Построенное для школьных занятий здание было едва ли не единственным во всей волости. Сюда приходили получить хотя бы начальные знания дети из всех тринадцати окрестных деревень.

Полвека здание школы не расширялось и даже не ремонтировалось. Читаем в отчёте земской уездной управы за 1902-1903 годы: «Здание школы ветхое, в школе грязно, душно. В классных комнатах по 45-50 и даже больше учащихся. В то же время многим детям отказывают в приёме в школу за неимением мест».

Учить крестьянских детей было трудно - не хватало бумаги, тетрадей, карандашей. Учащиеся делали записи грифелями на грифельных досках, записи потом стирались. В школе господствовал словесный метод: от ученика требовалось зазубривание материала без осознания заключённого в нём смысла. Учащиеся подвергались телесным наказаниям - их били по голове и рукам толстыми гранёными линейками, ставили в углу на колени на гречиху или горох…

Новый статус

С установлением советской власти всё изменилось. Из старого здания, которое было снесено, школу перевели в более крепкое здание бывшего женского училища. В последующем школа называлась по-разному: школа колхозной молодёжи, Кромская неполная средняя, Черкасская семилетняя. Наконец, в 1957 году, когда было построено трёхэтажное здание, школа была преобразована в Черкасскую среднюю. В этом статусе она находится и по сей день.

В 2007 году благодаря поддержке губернатора области Егора Строева в школе сделали капитальный ремонт. Было обновлено многое и внутри, и снаружи: стены, полы, крыша, помещения для занятий, библиотека, столовая. Позже сделали ремонт спортивного зала. Школа получила статус основной, базовой.

Для закрепления теории и проведения практических занятий имеется пришкольный учебно-опытный участок в 40 соток. Земля не пустует: учителя вместе с ребятами выращивают на грядках картофель, капусту, морковь, лук и другую зелень, есть даже небольшой яблоневый сад.

Как бы предваряя мой вопрос, Александр Агошков поясняет:

- С каждого ученика, начиная с пятого класса, берётся письменное согласие, что он и его родители не против, чтобы ребёнок при необходимости мог поработать на пришкольном участке. Ребята делают это с удовольствием, потому что интересно провести урок на свежем воздухе.

Учить, учиться и гордиться

Сегодня педагогический коллектив школы насчитывает 34 человека. Из них 17 имеют высшую категорию, остальные - первую. Большинство учителей с высшим образованием.

- Мир в котором мы живём, меняется с сумасшедшей скоростью, - рассуждает Агошков. - Век цифровых технологий. Нельзя отставать ни на шаг, осваивая новое. Но и забывать традиции, всё то лучшее, что нарабатывалось десятилетиями, тоже недопустимо. На мой взгляд, одна из задач современной школы в том и состоит, чтобы не утерять эту связующую нить, продолжить эстафету поколений. Раньше я не очень понимал смысл этой формулы, а когда столкнулся с вопросом на практике, в школьной жизни, стал осознавать, что это вовсе не фигура речи.

Шагать в ногу со временем помогает молодое поколение учителей, а сохранить и передать традиции - задача тех, у кого за плечами годы служения школе.

- Мы очень гордимся своими наставниками, - продолжает Александр Васильевич, - теми, с кого принято брать пример, кто своим отношением к учительскому труду заслужил уважение и почёт.

В числе таких педагогов Агошков назвал Анну Васильевну Донцову, Ирину Владимировну Бельскую - уважаемые, заслуженные педагоги, обладатели грантов президента страны и губернатора области. В разное время за успехи в профессиональной деятельности они награждались высокими званиями и почётными грамотами. Под стать им и многие другие учителя Черкасской школы.

Гордится школа и своими выпускниками. Некогда здесь учился Владимир Постников - достойный человек, настоящий герой, командир вертолётной эскадрильи, участник событий на острове Даманском, был в Афганистане, в числе ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Ушёл из жизни в 2017 году.

Ещё один ученик, офицер Сергей Булгаков, погиб, выполняя воинский долг в Чечне в 1995 году… Память о них в школе считают священной.

Достойны похвалы и уважения и сегодняшние ученики. На школьной Доске почёта фотография ученицы 9-го класса Анны Сапелкиной - умницы, отличницы, красавицы, чемпионки и призёра областных и общероссийских соревнований по рукопашному бою. В той же секции занимается и Алина Андреева, член клуба «Патриот». Она увлекается прыжками с парашютом, прекрасно учится.

- В одном из недавних выпусков, - добавляет Александр Агошков, - из десяти выпускников школы трое - медалисты и ещё двое имеют высокие баллы. В этом году медалистов не было, но несколько ребят получили похвальные листы за успехи по отдельным предметам.

Школьное ТВ

В 2019 году в школе открылась «Точка роста». Это стало настоящим событием, которое вывело школу, без преувеличения, на новую качественную ступень обучения.

На 1,7 млн рублей закупили оборудование: ноутбуки, в том числе с игровыми программами, четыре квадрокоптера, зеркальный фотоаппарат, современные шахматы, даже шлем виртуальной реальности и целый набор для массмедиа и мультимедиа.

- Идея была простая, - поясняет Александр Агошков, - создать школьное телевидение. Говорю ребятам: «Снимайте, монтируйте, учитесь делать сюжеты, выпуски, программы. Темы? Они под рукой: жизнь школы, наши достижения, какие-то даты, события, юбилеи. Скачивайте на флешку - показывайте на телеэкране, он тоже имеется». Уже состоялось несколько показов, в том числе по вопросам безопасности на улице, школьные праздники, спортивные соревнования. Интересным получился сюжет в честь 60-летия полёта в космос Юрия Гагарина. Но самое главное состоит в том, что дети учатся работать с видеокамерой, планшетом, другими приборами, работать с людьми, оценивать значимость события и тонкости построения сюжета.

Учение с увлечением

«Точка роста» дала толчок тем ребятам, у которых есть стремление к инновационным технологиям, без чего в современном мире не обойтись. Плюс выявляются дети с аналитическим мышлением, они любят поиграть в шахматы, пообщаться на разные темы.

Директор школы и сам человек деятельный. Имея армейский опыт и практику работы в другой школе, лично ведёт уроки и кружки по ОБЖ и шахматам. Решил вопрос с экземплярами оружия, не боевого, конечно, но настоящего. Спонсоры помогли с оплатой. На занятиях по ОБЖ ребята отрабатывают на манекенах навыки оказания первой помощи пострадавшим. С помощью квадрокоптеров проводят съёмки для телесюжетов. А ещё в школе очень популярны блицтурниры и поединки в быстрые шахматы. Словом, жизнь в школе кипит - скучать некогда.

И такой подход приносит результаты: три года подряд Черкасская школа занимает первое место в районе по ОБЖ, стала третьим призёром областного финала игры «Зарница» и регионального туристического слёта. Таких результатов в школе не было на протяжении полутора десятков лет.

Что ещё дала «Точка роста»? На другом уровне преподаётся информатика. Детям стало гораздо интереснее просто приходить сюда и заниматься, поиграть в компьютерные игры. Желающие активно осваивают 3D-принтер, интер­активную доску, шлем виртуальной реальности, навыки подготовки и запуска квадрокоптеров…

Как структурное подразделение в составе учебного заведения «Точка роста» содержание утверждённых школьных программ не меняет, но предлагает ребятам немало новшеств, которых в программе нет.

Как же здорово, что такой проект появился и реализуется в сегодняшних школах - как в той же Черкасской!

Это позволяет надеяться, что мы не останемся на задворках технического прогресса, а твёрдо пойдём в ногу со временем!

Автор: Михаил Коньшин
19 ноября 2021 15:26
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~KIvq8
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости