Наталья Дмитриева и её дети

Нет нерадивых или неталантливых учеников, есть невнимательные учителя.

Наталья Дмитриева и её дети
Так считает учитель начальных классов орловской гимназии № 39 им. Ф. Шиллера победитель областного этапа всероссийского конкурса «Учитель года—2014» Наталья Дмитриева. 14 лет работы со школярами стали доказательством этого.
Учебный хеппи-энд
Дмитриева не делит учеников на плохих и хороших. В каждом есть что-то уникальное. Есть невнимательные учителя, которые не пригляделись к ребенку, не увидели за ошибками в диктанте способность выразительно читать стихотворения, не расслышали чистый голос, не заметили быструю реакцию при решении математических задачек. Так что неуспеваемость школьника — беда не его, а учителя, убеждена Наталья Александровна. А еще она уверена, что профессионально непригоден тот педагог, который допустил превращение ребенка в хронического двоечника.
Был у Дмитриевой первоклашка, у которого с самого начала не задались едва ли не все предметы. На родительских собраниях его мама в ужасе повторяла одну и ту же фразу: «Вы из-за этого выгоните его из школы!». Начали искать выход. Дмитриева обратилась к школьному психологу, логопеду, мальчика протестировали и подобрали подходящую методику. Спустя год он стал уверенно чувствовать себя на уроках, поднимать руку. Сейчас успевает по всем предметам.
— Такой учебный хеппи-энд получился не потому, что я такая молодец, переживала за ребенка и всячески помогала ему. Переживала — да, но молодец этот первоклашка, который очень старался и терпеливо ждал результата, — говорит Дмитриева.
Хорошие наставники
Как бы банально ни звучало, но Дмитриева мечтала стать учителем начальных классов с детства.
— Сколько себя помню, мне всегда нравилось общаться с малышами, — рассказывает Наталья Александровна.
Если девчонки и мальчишки ее возраста играли со сверстниками или с ребятами постарше, то она находилась в окружении малышни. Мамы гуляли с колясками, и она рядом с ними. Развлекала детей смешными рожицами, рассказывала им сказки. И для многих мам маленькая девочка была палочкой-выручалочкой: с ней малыши не капризничали, всегда улыбались.
После окончания Орловского государственного университета Дмитриева работала в начальной школе—детском саду № 48. Первое место работы стало не просто началом пути, а незаменимой практикой.
— Сегодняшние достижения в профессии стали возможны благодаря хорошим наставникам. Одним из них была Тамара Васильевна Федько, у которой я набиралась опыта, приобщалась к педагогической деятельности, — говорит Дмитриева.
Работая воспитателем группы продленного дня, начинающий педагог проводила с детьми целый день.
— Наблюдать за малышами — огромное удовольствие. Дети заражают непосредственностью, искренностью и открытостью. Именно у них я научилась радоваться любому положительному результату, даже малому, легкости в общении и умению разбираться в людях. Дети это умеют делать как никто другой, — улыбается Наталья Александровна.
Со своими школярами она тоже постоянно чему-нибудь учится. Образовательная система не стоит на месте, все время в ней что-то меняется, появляются другие программы и подходы к построению уроков, образовательные стандарты. Новизна не пугает Дмитриеву — наоборот, она ей интересна.
— Много ходит споров о плюсах и минусах новых стандартов, — говорит учитель. — Но я в них нахожу самый существенный положительный момент, который перекрывает собой все: ребенок самостоятельно учится учиться. Если раньше правила заучивались, то сейчас дети к ним приходят сами.
И в качестве примера сразу приводит один из уроков русского языка.
— В упражнении даны слова: жизнь, камыши, моржи, мыши… Спрашиваю: «Ребята, что объединяет эти слова?». Они предлагают варианты и приходят к выводу, что это сочетания «жи» и «ши».
Перед детьми ставлю проблему: как же их писать? И в течение урока они решают ее. Я в этом случае лишь направляющий, — замечает Наталья Александровна. — Получается, что не я как учитель проговариваю это правило, а ребята. Тем самым быстрее и надежнее его запоминают, потому что пришли к нему через поиск, через испытания в виде упражнений. На мой взгляд, это верный подход.
Знакомые, далекие от педагогической деятельности, не перестают удивляться: как можно работать с первоклашками? Они ведь такие непоседливые и непонятные.
Да, непоседливые, говорит Дмитриева, но ведь на то они и дети. А насчет их непонятности у Натальи Александровны свое мнение.
— Мы, взрослые, так загружены повседневностью, что не обращаем внимания на очевидные и важные вещи: с детьми нужно просто говорить. Не вполуха слышать их, как это часто бывает с родителями, а слышать и говорить обо всем на свете. В последние годы я убеждаюсь, что большинство наших ребятишек, даже если у них полноценная семья, достаток, обделены вниманием. Это печально! — вздыхает Наталья Александровна. — Понять ребенка несложно, нужно только попытаться.
К новым победам
В гимназии № 39 Дмитриева работает четыре года. За этот небольшой срок успела заслужить любовь учеников, уважение со стороны коллег и родителей. Все они ее поддержали в конкурсе «Учитель года—2014».
— Без помощи, советов и простых ободряющих слов, возможно, не было бы и победы, — признается Дмитриева.
Кстати, в конкурсе Наталья Александровна участвует второй раз. Дебютировала в 2012 году.
— Нужно не бояться принимать участие в подобных конкурсах. Это толчок к развитию, раскрытию новых граней профессии, — убеждена она. — В 2012 году призового места я не заняла, зато познакомилась с коллегами, с которыми до сих пор поддерживаю связь. А с учителем русского языка и литературы Анной Савостиковой мы даже подружились. Ее поддержка в конкурсе этого года для меня неоценима.
Всероссийский этап конкурса «Учитель года—2014» стартует в сентябре, но Наталья Александровна уже начала подготовку к нему.
— Конечно, я волнуюсь, — признается учитель, — ведь я буду представлять всё педагогическое сообщество Орловщины. А это огромная ответственность. Нужно серьезно подготовиться. Мне хочется не просто выступить, а показать, что уровень учителей Орловской области заслуживает высокой оценки.
Так же, как на областном этапе, на всероссийском Дмитриевой обеспечена поддержка коллег, друзей, учеников. С такой большой и дружной командой реально добиться успеха. А если к этому прибавить профессионализм, творческий подход, эрудицию и обаяние Натальи Александровны, то и на победу можно рассчитывать. Статуэтка «Хрустальный пеликан» регионального масштаба у Дмитриевой есть. Не хватает всероссийского.
Автор: Екатерина Козлова
25 Июня 2014 08:42

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений