Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Неподкупен ход часов

Мы сверяем свою жизнь по часам. Абсолютная ценность времени - в его быстротечности и невозвратности.

«Смотри, я что нашла», - сказала моя сестра и показала старый будильник, что был задвинут в угол книжного шкафа. Будильник нашего детства. Знакомый до каждой царапинки на круглом жёлтом корпусе с металлическим колоколом звонка сверху и красочным котом Леопольдом на циферблате. Его громкое дребезжание поднимало нас в школу и на работу. Для нас эти часы - память о родителях, всю жизнь проработавших на часовом заводе «Янтарь», деятельность которого продолжалась пятьдесят лет во второй половине двадцатого века и была тесно связана с нашей семьёй.

В сентябре 1950 года началось строительство часового завода в Орле. Детали для часов поставляли из Москвы. В цехах - печное отопление. На станцию приходили вагоны с дровами и углём, станки - всё разгружали рабочие своими силами. Обустраивали территорию, расчищали завалы кирпичей. Первая партия часов - будильники - была выпущена в 1952 году.

В это время мой отец, Ординарцев Анатолий Алексеевич, вернулся из армии в родную деревню Долбилово Володарского района. Дома - нищета. Мать умерла - война и голод подорвали её здоровье. Его отец поднимал двух младших детей, трое старших жили уже самостоятельно. Отправился Анатолий к замужней сестре в город. В январе 1953 года он пошёл работать на новый завод плотником, через полгода его перевели фрезеровщиком в инструментальный цех. Знаний не хватало, и в 1954 году он продолжил образование в вечерней школе рабочей молодёжи №3 и окончил её в 1960 году, уже имея свою семью.

Моя мама, Сорокина Татьяна Александровна, тоже работала на часовом в женской бригаде - занималась сборкой небольших узлов для механизма будильника.

Все Ординарцевы - пять братьев с жёнами и сестра - трудились на «Янтаре» много лет. Иван - прессовщик, Михаил - автоматчик, его жена Александра - контролёр, Татьяна (их сестра) - операционщик, Анатолий (мой отец) - фрезеровщик и Татьяна (моя мама) - станочница, Виктор - слесарь-ремонтник, его жена Раиса - контролёр, Николай - автоматчик, - все они были передовиками производства и ветеранами труда.

02_янтарь_фото внутри.jpgЧасовой завод «Янтарь» был большим производственным предприятием с налаженной системой жизни рабочих - от медицинской помощи до культурного досуга.

Рабочий график - восьмичасовая пятидневная рабочая неделя в две смены. Нередко для выполнения плана прихватывали субботу. Заработанная плата у мужчин - 120 рублей, у женщин - 80. Отпуск - две недели в год. Производство расширялось, а рабочие жили в коммуналках и бараках. Чтобы привлечь людей и сохранить кадры, нужно было строить жильё. С орловским стройтрестом началось строительство многоквартирных домов на Наугорском шоссе, улицах Октябрьской и Тургенева - двухэтажные шлакоблочные дома с печным газовым отоплением и удобствами во дворе. В такую однокомнатную квартиру переселились мои родители из съёмного уголка.

Все соседи-заводчане были знакомы и отношения складывались доверительные. Одни угощали блинами, другие пирогами. Присматривали за соседскими детьми. Зимой взрослые расчищали площадку во дворе, делали бортики из снега и заливали каток. Детвора радостно гоняла на коньках, играла в хоккей. Сосульки леденели на штанах, щёки краснели от мороза - домой не загнать!

Летом дети часовщиков отдыхали в подшефном пионерском лагере «Кораблик» в районе Оптухи. К заводу относилась и начальная школа №24, в которой училась моя старшая сестра. По её окончании она перешла в новую общеобразовательную школу №36, открытую в апреле 1966 года и действующую поныне (ул. Матвеева, 12). Дети в школу ездили автобусом. Иногда они бегали коротким путём через солдатские сады (теперь на этом месте - Академия ФСО России). В одиночку идти было небезопасно - там бродили стаи собак, и ребята собирались гурьбой, припрятав в кармане кусок хлеба или косточку для голодной своры.

На заводе выдавали детям рабочих сладкие подарки. Сначала три раза в год: к 1 Мая, к 7 Ноября и на Новый год, позже - один раз в год. Какой радостью были для нас эти шелестящие слюдяные пакеты с конфетами, пачкой вафель и шоколадным зайцем! Хвойный запах ёлки, мамины пироги с повидлом и книжки сказок остались в памяти счастливым чувством детства...

В заводской библиотеке насчитывалось 30 тысяч томов. Папа часто пользовался технической литературой, мама брала почитать какой-нибудь роман, а нам с сестрой приносила детские книжки авоськами! В нашей жизни всегда были книги. Отцу с аттестатом вечерней школы вручили академическое издание Михаила Лермонтова. Так зародилась наша личная библиотека, которая постоянно пополнялась подписными изданиями, сделанными в книжном магазине на улице Ленина: приключения, сказки, классическая всемирная литература. Эти мудрые сокровища веков, конечно, повлияли на наше воспитание и в дальнейшем помогали нам в образовании - мы филологи.

В начале шестидесятых годов завод снабдил своих рабочих земельными наделами. Так образовались два садоводческих кооператива: один - в районе Ботаники, второй - в районе Весёлой слободы. Взяли участок в шесть соток под огород и мои родители. Усердные дачники сажали плодовые кустарники, деревья, выращивали картофель, разные овощи и цветы. Многие построили себе небольшие домики, чтобы укрыться от непогоды и хранить инвентарь. Такие собственные дачки стали хорошим подспорьем семьям.

В 1970-е годы молодёжь охотно шла работать на завод. У моего отца, фрезеровщика высокой квалификации, всегда были ученики, которые тоже становились мастерами своего дела. Он имел свой знак качества «Личное клеймо». Его работа не требовала проверки. Всегда был ответственным и говорил: «Если взялся что-то делать - сделай хорошо».

Завод жил полной жизнью. «На Всесоюзный субботник к 100-летию В. И. Ленина - 11 апреля 1970 года вышли более четырёх с половиной тысяч человек. Одни трудились у станка, другие - на благоустройстве территории завода, третьи помогали строителям», - писала заводская газета «Ленинец». В результате появились аллея отдыха, фонтан, цветники.

Уделялось большое внимание развитию спорта. Заводчане проводили соревнования по баскетболу, теннису, шахматам. Зимой устраивали первенства по лыжам в Медведевском лесу.

Славилась по области художественная самодеятельность часового завода: хор, танцевальный коллектив, духовой оркестр. Замечательная солистка Таисия Казарина, заслуженный работник РФ, преподаватель Орловского музыкального колледжа, художественный руководитель вокального ансамбля «Беседушка», участницы которого записывали и сохраняли старинные малоизвестные русские песни. Таисия Григорьевна в своё время двадцать пять лет проработала на «Янтаре» инженером-технологом, прежде чем песенный талант привёл её в мир искусства.

Завод «Янтарь» специализировался на выпуске крупногабаритных часов, из которых 50% занимали будильники, остальная часть приходилась на часы настольные, настенные, напольные, шахматные, сигнальные. Различались маятниковые и балансовые с боем и без боя, а позже - электронно-механические, кварцевые с высоким классом точности. Часы «Янтарь» пользовались спросом на внутреннем и внешнем рынке.

Продолжалось жилищное строительство. В марте 1970 года наша семья из четырёх человек переехала из малогабаритки в новую трёхкомнатную квартиру с удобствами в пятиэтажном доме на улице Интернатной (теперь ул. Игнатова). Просторные комнаты, водопровод, тёплый санузел, центральное отопление - об этом только мечтали! Теперешние хрущёвки тогда считались хоромами для людей, многие из которые переселились из ветхого жилья.

В восьмидесятые годы Орловский часовой завод наращивал объёмы производства с помощью современного автоматического оборудования. Значительные средства выделялись на организацию диетического питания рабочим, приобретение путёвок в санатории и дома отдыха.

После распада СССР в 1990-е годы Орловский часовой завод переживал нелёгкие времена: нарушилась система рынков сбыта продукции, уменьшился товарообмен. В 2000-х завод уже испытывал серьёзные финансовые трудности. В сентябре 2004 года «Янтарь» был объявлен банкротом, имущество предприятия распределили между другими фирмами. Часовое производство впоследствии было полностью прекращено. Большой завод со славной историей закрыли. А часы «Янтарь» по сей день являются одним из достижений нашего города, его гордостью.

Мои родители были уже пенсионерами. Они болезненно воспринимали распад большого предприятия и великой страны в целом. Так называемая перестройка, радикальные перемены в стране вызывали у них горькое сетование: понадобились годы, неимоверное напряжение тысяч людей, чтобы создать в сердце России качественное самостоятельное производство, и так быстро всё было разрушено… А ведь это была их долгая трудовая жизнь. Осталась только память. Как сказал поэт:

Память - тоненький 

листочек,

Старый лист календаря,

Где среди коротких строчек,

Чья-то жизнь прошла не зря.

Ирина Ординарцева


13 сентября 2022 20:00
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~EKbtx
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости