На вопрос, как она к этому пришла, ответила: «Эта история началась давно. Первую коляску я отремонтировала, когда мне было восемь лет, училась тогда во втором классе».
В далёких 1990-х восьмилетняя Аня отреставрировала собственную коляску, в которой её младенцем возила мама. Девочка покрасила её краской, приготовленной для пола, сшила как могла разошедшийся дерматин и… продала соседской бабуле, которая на ней потом возила товар на продажу.
- Куда потратили свои первые заработанные деньги? - спрашиваю.
- Купила ещё одну коляску - вельветовую, сделанную в ГДР, она мне очень нравилась, - отвечает Анна. - У неё на крыше была немного порвана ткань и торчала проволока.
Мастеровая и коммерческая жилка, проявившаяся в детстве у дочери мамы-крановщицы и папы-военного, дала о себе знать, но потом как бы утихла. Окончив школу, Аня пошла учиться на кинолога, но, поработав немного, поняла, что это не её. И хотя животных Анна очень любила и любит, техника влекла сильнее.
Когда выпала возможность воспользоваться соцконтрактом, решила попробовать. Сначала проконсультировалась в администрации Железнодорожного района Орла, потом кураторство взял на себя замруководителя департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости региона Александр Востриков.
- Помогла и Торгово-промышленная палата Орловской области, - говорит Анна. - Был составлен бизнес-план. Всё прошло очень быстро. Понятно, было вложено немало денег, но помощь соцконтракта в 250 тысяч рублей - это очень ощутимое подспорье.
Деньги пошли на закупку оборудования для обработки тяжёлых тканей. Обычная швейная машина, из тех, которыми пользуются швеи в привычных ателье, для ремонта колясок не подойдёт - требуется более мощное оборудование.
Сейчас трудно поверить, что всё начиналось в квартире, на 69 квадратных метрах. Жилище было похоже на склад колясок, которые лежали одна на другой. Спальня была одновременно и ремонтной. Супруг Роман помогал по технической части: где что нужно заварить, поменять покрышки на колёсах.
У нашей семейной пары трое детей. Когда старшая дочь росла, свою коляску им тоже приходилось ремонтировать. «То там, то здесь нежданчик», как выразилась Анна. То колесо отвалится, то ещё что-нибудь случится. С «транспортом» для остальных детей уже проблем не было - о колясках ремонтники знали практически всё.
- Коляски, так же как и автомобили, - есть машины бизнес-класса, есть бюджетные, - делится Анна. - Бывает изделие хорошего качества, а бывает - на тебе, боже, что людям негоже. Мы сейчас стараемся брать на реставрацию коляски польского производителя, потому что они и лучшего качества, и мамочкам больше нравятся в плане дизайна.
Что случается с колясками вообще? Как оказывается, много чего. Бывает, просто выгорела, когда её долгое время держали на балконе, на солнце. Бывают механические повреждения, грубо говоря, неправильно сложили. В багажник автомобиля положили, крышкой хлопнули, механизм складывания сломали. Могут сломать регулятор наклона крыши, спинку в сидячем блоке, ручку, которая меняет положение, чтобы родителям было лучше и удобнее везти коляску, выломать тормоз или тормозную шестерёнку. Могут просто перегрузить коляску, усадив в неё вместо одного ребёнка, например, двоих. Бывает разлетается подшипник в колесе. Бывает, что кожаные ручки приходят в негодность, когда производитель вместо шёлковых нитей использует в прошивке хлопковые, которые быстрее протираются. В таком случае приходится менять кожаную обшивку ручки. В общем, поломок и нюансов в их устранении много.
Ремонтники понимают, что людям надо гулять с детьми, входят в положение мамочек. Бывает так, что предлагают клиентам погулять пару часов, затем прийти забрать отремонтированную вещь. Особенно это касается иногородних, а приезжают люди из разных регионов - Воронежской, Брянской, Калужской, Московской областей. Московским магазинам периодически оказывается гарантийный ремонт. Орловские магазины также порой просят посмотреть и починить новые коляски, в которых производитель что-то не доделал.
Коляска, которую привозили из Воронежа, стоит около 120 тысяч рублей. Дилеры за ремонт запросили практически половину её стоимости. Орловские мастера отремонтировали коляску за 3000 рублей.
- Когда я реставрирую коляску, отдыхаю, - говорит Анна. - Моя работа мне очень нравится, приносит моральное удовлетворение. И мы гордимся нашей работой. Есть разные точки, где можно купить коляску б/у, но не везде, как у нас, вещь доводится практически до заводского состояния. Тут изделие подкрашивают, смазывают, проводят химчистку гипоаллергенными реактивами, заменяют всё, что нуждается в замене. Если есть порыв, зашивают, если выгорела, заменяют.
Соцконтракт помог супругам расшириться. Сначала семейная пара снимала помещение 18 квадратов, сейчас взяла 200 квадратных метров с большим выставочным залом, где стоят отреставрированные коляски. Помещение разделено на зоны - на химчистку и мастерскую. Приобретена профессиональная паровая стиральная машина.
В работе на сегодня 12 колясок, в выставочном зале - около 50.
Бывают и такие поломки, которые удивляют ремонтников, ведь люди умеют сломать даже то, что в принципе сломать невозможно. Так что работа у наших героев не переводится.