Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Орловские активисты-общественники хотят создать посвящённый подвигу советских лётчиков в годы ВОВ мемориальный комплекс

Место для его размещения - на станции Глазуновка - выбрано не случайно.

В ночь с 9 на 10 мая 1943 года в районе этой небольшой железнодорожной станции экипаж ночного бомбардировщика У‑2 в составе двух комсомольцев - командира Александры Поляковой и штурмана Ефима Сагайдакова - совершил огненный таран эшелонов с военной техникой и живой силой врага.

Военные лётчики в свой авиаполк с боевого задания не вернулись. Жизнь пилотов, которым было чуть за 20, оборвалась ровно за два года до Великой Победы…

Самолёт уходит в ночь…

Шурочка Полякова родилась 16 апреля 1922 года в городе Борисоглебске Тамбовской губернии (ныне Воронежская область). Ещё в школьные годы смелая девчушка мечтала стать пилотом, как и сотни её советских сверстников, грезивших подвигами Валерия Чкалова, Марины Расковой, Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и других выдающихся советских лётчиков. Перед самой войной Полякова одновременно окончила среднюю школу и аэроклуб при Борисоглебском авиационном училище, в котором стала пилотом-инструктором. Настойчивая девушка добилась отправки на фронт.

Александра воевала в составе 970-го ночного легкобомбардировочного авиаполка 271-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Её фронтовой путь начался под Сталинградом.

«Ещё под Сталинградом, в самый разгар битвы, к нам в полк пришла лётчица Шура Полякова, - вспоминал в своей книге «Те триста рассветов…» её однополчанин Борис Пустовалов, совершивший 300 боевых вылетов. - Невысокого роста, черноволосая, с нежным румянцем на щеках девушка, честно сказать, не вызвала у нас особого восторга. Ведь в это время в предгорьях Кавказа воевал на У‑2 женский авиационный полк. Почему бы ей не быть там, среди девушек, рассуждали мы. Но судьбе было угодно распорядиться иначе: Полякова стала единственной лётчицей среди нас, ночных бомбардировщиков.

Мы знали, что Шура окончила в Борисоглебске аэроклуб. Но считали, что летать в аэроклубе - это одно, а война, боевые вылеты под Сталинградом… Словом, «баба на корабле - не миновать беды»… А Шура тем временем вылетела на задание, успешно отбомбилась - и началась её нелёгкая работа. Мы вскоре почувствовали в характере этой девушки не девичьи черты. Она решительно отвергла щадящий режим, предложенный руководством, и водила бомбардировщик, ни в чём не уступая нам, нередко совершая за ночь по 5-7 боевых вылетов».

В документах воинской части отмечалось, что пилот Полякова, несмотря на наличие большого количества зенитных прожекторов на подступах и в районах цели и на сильный обстрел зенитной артиллерии противника, всегда прорывалась к намеченной цели, чем обеспечивала меткое бомбометание. Неоднократно при выполнении боевых заданий попадала в сложные метеоусловия и всегда принимала правильные решения.

17 января 1943 года за отличное выполнение боевых задач по уничтожению захватчиков на Сталинградском фронте Александра Полякова была удостоена ордена Красной Звезды. Всего она успела совершить 86 боевых вылетов, часть из них - уже в орловском небе.

Майской ночью сорок третьего года экипаж Поляковой вылетел на ночную бомбардировку железнодорожного узла станции Глазуновка. Выполнение задачи осложнялось тем, что станция прикрывалась мощным огнём зенитных батарей и прожекторами. И всё же лётчики успешно выполнили боевое задание, однако их У‑2 был подбит.

Боевые товарищи видели, что Александра направила свой пылающий самолёт на скопление вражеской техники. По некоторым сведениям, лётчики успели выпрыгнуть из него с парашютами, но были расстреляны в воздухе с земли.

По воспоминаниям местных жителей, отважная лётчица была похоронена в лесу у села Малые Бобрики, примерно в десяти километрах к юго-западу от железнодорожной станции, а в 1956 году перезахоронена в братской могиле д. Сеньково. Место захоронения уроженца города Кировограда Ефима Сагайдакова остаётся пока неизвестным.

По долгу памяти

В Глазуновском районе свято чтят память лётчиков-героев. На братской могиле в Сеньковском сельском поселении проходят памятные мероприятия с участием активистов ветеранских движений и поисковых отрядов, школьников и студентов.

16 апреля 2022 года, в знаменательную дату столетия со дня рождения отважной лётчицы, на здании глазуновского железнодорожного вокзала была открыта мемориальная доска, посвящённая Александре Поляковой и Ефиму Сагайдакову. В церемонии приняли участие глава Глазуновского района Сергей Шамрин, секретарь Международного союза советских офицеров Василий Мирошниченко, академик-президент Академии социальных услуг Владимир Патрушев, председатель Орловского областного отделения межрегиональной общественной организации «Союз советских офицеров» Игорь Суворов, а также гости из Курска и Борисоглебска и местные жители. Светлую память сержанта Александры Поляковой и старшины Ефима Сагайдакова участники мероприятия почтили минутой молчания.

Мемориальная доска в честь лётчиков, совершивших подвиг на станции Глазуновка, установлена по инициативе первого секретаря Глазуновского райкома КПРФ Дмитрия Родионова. Ему удалось сплотить вокруг себя группу энтузиастов-единомышленников из разных городов. Так появилось историко-патриотическое объединение «Глазуновка. Помним», объединившее более сорока человек разного возраста и рода занятий, неравнодушных к прошлому и будущему родной страны. Представители движения и его партнёры выступили с инициативой создания на станции Глазуновка памятного культурно-рекреационного комплекса «Подвиг во имя жизни», посвящённого погибшим в орловском небе женщинам-лётчицам ВВС РККА. Пока в этом списке только десять имён, но он уточняется. Идею глазуновцев поддержал председатель Орловского областного Совета Леонид Музалевский, на приёме у которого весной этого года побывала инициативная группа.

Будущий мемориал должен стать уникальной визитной карточкой Глазуновки и центром притяжения её жителей и гостей. Увидеть его смогут и пассажиры поездов, следующих между Курском и Орлом. В комплекс предлагается включить такие объекты и функциональные зоны, как, например, памятный знак «Летящий самолёт У‑2» в виде подвешенного на тросах и эффектно освещённого в тёмное время суток лучами белых и красных прожекторов легендарного «небесного тихохода», сиреневый сквер «Александра» со скульптурной композицией «Букет для Шурочки», кедровую аллею Сагайдакова.

Дмитрий Родионов тесно сотрудничает с руководством Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков, выпускниками которого были Александра Павловна Полякова и Ефим Абрамович Сагайдаков, ведёт активную переписку с различными организациями по поводу дальнейшего увековечения памяти героически погибших на Орловщине лётчиков. Понимание и поддержку он нашёл, например, у руководства Орловско-Курского региона РЖД, а также Челябинского отделения Русского космического общества (председатель Антон Бессонов), реализующего проект «Сохраним память. Люди военной авиации».

Конечно, до воплощения в жизнь замечательной идеи ещё далеко, однако в том, что рано или поздно она будет реализована общими усилиями, сомнений нет.

Справка

У‑2 (По‑2) - советский многоцелевой биплан, созданный в 1927 году под руководством уроженца Орловской губернии авиаконструктора Николая Поликарпова. Самолёт переименован в По‑2 в честь его создателя в 1944 году после смерти Поликарпова. Получил народное прозвище «кукурузник» за активное применение в сельском хозяйстве. Один из самых массовых самолётов в мире. Строился серийно до 1953 года, было создано 33 000 машин.

В годы Великой Отечественной войны широко применялся в ВВС СССР в качестве ночного бомбардировщика, самолёта разведки и связи. Бомбовая нагрузка - от 100 до 350 кг. Лёгкие бомбардировщики подходили к цели с установленными на малый газ двигателями или на сверхмалой высоте, благодаря чему оставались незаметными для средств ПВО противника до самого последнего момента. С малой высоты бомбометание производилось с очень высокой точностью, даже несмотря на тёмное время суток и примитивные средства прицеливания. После сброса бомб самолёт пытался быстро уйти, набирая максимальную скорость.

Алексей Ковешников, заведующий кафедрой ландшафтной архитектуры Орловского ГАУ им. Н.В. Парахина, руководитель группы по разработке проектной документации памятного культурно-рекреационного комплекса «Подвиг во имя жизни»:

- Нужно обязательно решить земельный вопрос для размещения будущего комплекса, эскизный проект которого будет готов уже к октябрю. Проектная документация в целом будет подготовлена в течение нескольких месяцев. Мы уже подыскали корпус настоящего самолёта По‑2, осталось найти средства для его приобретения.


Автор: Эльвира Легостаева
6 Августа 2022 09:00
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~bKFI2
Комментарии


Актуальное видео
01.08.2022 14:41:00
Проект «Осторожно, каникулы!»
Наш паблик
Архив газет

Новости