Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Орловцев познакомили с богатым наследием танцевальной и певческой культуры казачества юга России

На несколько дней Орёл стал центром богатой казачьей культуры. В ОГИК в рамках всероссийского проекта прошёл семинар-практикум, где ведущие специалисты страны, руководители профессиональных казачьих коллективов дали мастер-классы, на которых познакомили студентов, специалистов в области фольклора и народного творчества с особенностями и богатым наследием казачьих традиций.

Особый интерес вызвали уроки мастерства балетмейстера-постановщика знаменитого на весь мир Кубанского казачьего хора заслуженного деятеля искусств Кабардино-Балкарской Республики Александра Литовченко. На одном из его мастер-классов побывал наш корреспондент.

Весть о том, что в Орёл приехал сам Литовченко, собрала в одной из аудиторий ОГИК немало почитателей народного танца. В ожидании встречи с высоким искусством в нетерпении переминались с ноги на ногу студенты третьего курса кафедры хореографии, среди зрителей - ​и руководители самодеятельных коллективов не только Орловщины, но и соседних регионов.

Александр Михайлович Литовченко, конечно, личность легендарная. В течение многих лет он объехал все станицы Краснодарского края, по крупицам собирая образцы старинных казачьих танцев, впитывая богатство коренной культуры России, в которую свои яркие, самобытные краски вписало казачество. Именно на их основе балетмейстеру-постановщику Литовченко удавалось создавать удивительные современные программы, подлинные шедевры народного хореографического искусства, с которыми Кубанский казачий хор гремел на весь мир. А кто не помнит искромётных, залихватских казачьих плясок с шашками наголо! Здесь Литовченко умело вплёл в канву народного танца высокоэффективную боевую систему «Казачий Спас». Для кубанских казаков - ​это образ жизни, философия воина, защитника своего дома. И элементы «Спаса» - ​не потешные, а применяемые в боевых условиях - ​приводят зрителя в восторг.

Нечто подобное ждали от Литовченко и на мастер-классе в Орле.

Но мэтр удивил всех. Выйдя в центр зала и подкрутив седые усы, он широким жестом пригласил всех… на польку «Катя» - ​весёлый и лиричный, «быстроногий» танец, который так любит на юге России казачья молодёжь.

- Я записал его ещё в 1987 году на допотопную кинокамеру «Красногорск» в станице Есенская, что на черноморской Кубани под городом Ейском, - ​рассказал мне маститый хореограф. - ​Там у них ещё есть польки «В два бока», «За кувшин молока», «Ветреная» и «Ночка». В других местах побережья такого не встретишь.

Литовченко добивался от своих подопечных сердечности и искренности, подлинного задора, когда сердце заходится от счастья свободного полёта.
Как уверяет Литовченко, тем и уникальна наша казачья культура, что основывается на сюжетах и мотивах жителей отдельно взятой станицы.

- А кто назовёт мне два верных способа получить удовольствие от танца? - ​вдруг обратился к присутствовавшим хореограф.

Из рядов студентов посыпались ответы: «Манера!», «Высокий класс!».

- Нет! - ​заулыбался мэтр. - ​Первый - ​от знания материала: на третьей фигуре я так прижму Машку! И второй - ​я импровизирую, и мне море по колено!

Конечно, трёхчасовое занятие показало, что это весьма упрощённая формула успеха. С ребят семь потов сошло, и полька «Катя» оказалась нелёгкой прогулкой. Каждый элемент танца, каждый поворот выверен до сантиметра и основан на глубоких народных традициях, которые регламентировали поведение молодой казачки и её партнёра, хотя и импровизация не возбраняется: где ус подкрутить, где гордо пройти, подбоченясь, а где и подпрыгнуть от широты чувств.

А Литовченко, ловко лавируя между танцующими парами, не переставал сыпать налево и направо шутками-прибаутками из казачьего фольклора, перемежая их собственными философскими наблюдениями. И главное, чего он добивался от своих подопечных, - ​сердечности и искренности, подлинного задора, когда сердце заходится от счастья свободного полёта.

- Сегодня мы познакомились с уникальным материалом, который поможет открыть молодёжи всю красоту и обаяние настоящего казачьего танца, - ​заметил Владимир Краснов, руководитель хореографической студии и ансамбля танца «Росинка» Дворца пионеров и школьников им. Ю.А. Гагарина. - ​На Орловщине бережно хранят традиционную казачью культуру. В Новодеревеньковском, Верховском и Новосильском районах постоянно проходят фестивали, где выступают уже известные за пределами области самодеятельные коллективы орловского казачества. И теперь наверняка в их танцах появятся новые краски.

Автор: Александр Савченко
22 Сентября 2016 18:25
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~EjYqo
Комментарии


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Актуальное видео
21.09.2021 10:05:00
Штаб общественного контроля и наблюдения за выборами подвёл итоги избирательной кампании
Наш паблик

Архив газет