Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Правильный мёд

На средства соцконтракта Роман Кванин из деревни Костино Малоархангельского района решил развить собственное дело - пчеловодство.

- Когда-то этим занимался мой дедушка. У него была большая пасека - около 70 пчелосемей. Тогда интереса к пчеловодству я не испытывал, только помогал деду при откачке мёда, выносил и заносил ульи весной и осенью, - рассказывает Роман. - Но потом самому захотелось этим заняться. Отец не перенял опыт деда, и мне пришлось постигать всё методом проб и ошибок.

Всё началось с залетевшего во двор к Кванину роя. Роман вспомнил, что у деда оставались старые ульи. Заодно прихватил книги и брошюры по пчеловодству, изданные в 1960 - 70-х годах.

- С первого раза понять написанное в них было невозможно: как и в любом другом деле, в пчеловодстве есть термины, специфичные слова, но постепенно разобрался, - говорит Роман.

Посоветоваться ему тогда было не с кем. Это сейчас в своей деревне он занимается пчеловодством вместе с соседом - мужчины делятся опытом, помогают друг другу, а тогда предстояло со всеми проблемами справляться самому.

- Я решил, что пчёл буду держать именно для мёда (некоторые разводят их в лечебных целях, для продажи пчелопакетов, пчеломаток), - поясняет мой собеседник.

Первую матку, прилетевшую вместе с роем, он заменил на более породистую и «не кусачую», потом по­­явились и другие.

- Вначале всех маток закупал в специализированных магазинах, но потом пришёл к выводу, что там ты берёшь «ширпотреб» - неизвестно, какая это матка, что за пасека и пасечник. Потом благодаря соцсетям и друзь­ям появились знакомые ребята в Краснодаре, Ставрополе - промышленные пчеловоды, которые приезжают к нам на Орловщину за сбором мёда. От них я узнал о пчеловодстве много нового - в част­ности, о кочевой пасеке, их у нас в районе практически нет, - рассказывает Роман.

А потом ему захотелось превратить хобби в бизнес. Начинающий пчеловод стал приобретать новые ульи, но вскоре понял: это очень затратно. Роман пришёл к выводу, что проще купить станки, на которых можно будет делать для них детали.

- Сейчас у меня вся пасека стандартная: с любого улья я могу снять корпус, магазин, рамку. Раньше все эти комплектующие были нестандартными, подходили только к одному улью, вдобавок очень тяжёлыми, что создавало проблемы при доставке их к медоносам. Переносить 150-килограммовые ульи невозможно, к тому же, от времени они стали ветхими. Я нашёл распространённые стандарты. Это удобно. Такую систему используют большинство пчеловодов, - объясняет Роман.

Для развития любого дела необходимы средства, и пчеловодство - не исключение. На помощь Роману пришло государство - он оформил социальный контракт.

- Его предоставляют для развития малого бизнеса, это хорошая поддержка, - уверен Кванин.

Бизнес-план пчеловод составил быстро, так как хорошо понимал, куда будет вкладывать полученные деньги, - и дело пошло.

- На средства соцконтракта я в основном приобрёл пчелосемьи. С тем, во что рассаживать пчёл, проблем нет - если даже чего-то не будет хватать, сделаю сам. К тому же, на момент получения соцконтракта у меня уже были свои ульи. В итоге приобрёл 50 пчелосемей в Красно­дарском крае, - говорит пчеловод.

При покупке одним из критериев отбора был… характер пчёл.

- Все пчелосемьи вылетают весной. Вы представляете, сколько это пчёл?! Летом все работают в огороде. Злая пчела - проблемы для людей. А краснодарские пчёлы агрессию не проявляют, - поясняет Роман.

К своему бизнесу он подходит серьёзно. Деньги на его развитие тратит с умом. Одно из ценных приобретений - кассетный павильон «Берендей», который снижает физическую нагрузку для пчеловода. При наличии большой пасеки это очень важно: в таком па­­вильоне пчёлы содержатся в прозрачных ячейках.

- Можно посмотреть, как пчела развивается, есть ли мёд - для этого не нужно поднимать крышку каждого улья. В этих ячейках у меня 84 пчелосемьи, - говорит Роман, демонстрируя павильон.

Кстати, перезимовали пчёлы в нём хорошо. Ещё часть пережидали холодное время года на уличной пасеке, которая находится рядом с домом Романа.

Совсем скоро трудолюбивые пчёлы отправятся на сбор нектара. А там не за горами и первые заработки.

- Сколько я качаю мёда? Всё зависит от сезона. И растениеводство, и животноводство рискованный бизнес - многое зависит от погоды, так же и в пчеловодстве. На сбор нектара влияет много факторов. Прошлый год был не очень удачным - на пчелосемью приходилось до 40 килограммов мёда, - рассказывает Роман.

Первым у него появляется рапсовый мёд. Спрашиваю пчеловода, какой ещё мёд есть на Орловщине.

- Липа, но её мало. Был у меня мёд из борщевика. Он мажется, как сливочное масло, цветом напоминает молоко, а ещё, конечно же, гречишный, разнотравье. Появилась и такая культура, как золотарник - его много в местах, где заброшенные дачи, необрабатываемые поля. Мёд из него похож по цвету на подсолнечное масло. Ещё у нас есть васильковый мёд. Южнее, к Курской области, можно собрать акациевый, - поясняет пчеловод.

Каждый мёд хорош по-своему. Ну а качество производимого пчеловодами продукта оценивают покупатели. Если они возвращаются к продавцу - мёд понравился. У Романа Кванина постоянных покупателей много - значит, двигается он в правильном направлении.


Автор: Ирина Соколова
8 апреля 2024 12:46
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~Fen7k
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости