Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Пять орденов «ночного колдуна»

Штурман У-2 Михаил Скочеляс был любимцем лётной братии и наводил ужас на врага.

Есть какая-то магия у старых газет. Открываешь давно пожелтевшую, истёртую подшивку и вдруг сталкиваешься с такими событиями и судьбами, с которыми так просто было бы разминуться в обыденной жизни.

Вот номера областной газеты «Курская правда» за лето 1936 года. Территория будущей Орловской области тогда составляла часть области Курской. Среди заметок об уборке урожая явно выделяется тема № 1 - рекордный полёт экипажа Валерия Чкалова на Дальний Восток. Построенный под руководством конструктора Андрея Туполева самолёт пролетел без посадки 9375 километров. 18 августа газета во всю первую полосу поместила карту полёта и большой портрет Сталина, встретившего лётчиков в Москве и поздравившего их с присвоением звания Героя Советского Союза.

А на третьей странице этого номера напечатана зарисовка собственного корреспондента «Курской правды» в Орле Вадима Волгина «Будущие Туполевы». Вот отрывок из неё:

«Модель пролетела 800 мет­ров. Полёт длился полторы минуты. Костя Скочеляс, несмотря на свои 15 лет, готов был, как пятилетний, скакать от восторга. Такого рекордного полёта ещё не знают моде­листы Курской области.

На другой день после рекордного полёта модели Костя начал новую конструкцию. Чертежей нет. Расчётов тоже. Не выпустили ещё наши издательства таких чертежей. Значит, надо их сделать самому. И вот Костя делает модель собственной конструкции, на собственных расчётах. Может быть, когда-нибудь одна из его моделей получит признание и будет названа КС‑2 или КС‑35. Но и сейчас никак не названная модель показала отличные результаты.

Работает над моделями собственных конструкций Костя Данилов. Недавно он с Мишей Скочелясом - братом талантливого строителя модели - сделал по собственным чертежам замечательную модель. Её называют «летучая мышь», у неё крылья, хвостовое оперение обтекаемой формы. Такая модель может развивать рекордные скорости. Костя и Миша уверены, что таких скоростей другим моделям не добиться.

Вместе с Даниловым и Скочелясами на втором этаже невзрачного домика на Московской улице в Орле работают ещё несколько юных авиамоделистов. Руководит группой моделистов инструктор Иван Васильевич Старицкий. Он терпеливо день за днём выковывает организаторов и руководителей пионерских авиамодельных кружков. Тов. Пигузов, директор орловской детской технической станции, где идёт эта замечательная работа, хотел бы большего. Он был бы рад, если бы в мастерской работали не полтора десятка, а полторы сотни юных моделистов. Но, к сожалению, маленькая комнатушка не вместит такого количества ребят».

Была в газетной зарисовке и серьёзная критика Орловского горкома комсомола и гороно за явное невнимание к нуждам юных техников. В то же время было подмечено, что в городе подобное увлечение распространено довольно широко: в школах действуют 18 кружков, объединяющих 128 авиамоделистов. В газете было также помещено сообщение о том, что в Орле организуется филиал Курского областного аэроклуба со школой пилотов. Филиал получит два учебных самолёта У‑2. Будет открыта и планерная станция: уже получены два одноместных планера, скоро к ним прибавится двухместный. Откроется и парашютная вышка.

Конечно, современный читатель может найти в тех газетных строках много идео­логического пафоса, кампанейщины, стремления выдать желаемое за действительное. Что ж, сделаем скидку на то, что это всего лишь 1936 год, когда даже прыжок с парашютной вышки казался великим достижением. Вглядимся в то, что крылось за радужной пеленой увлечения авиацией. Как, к примеру, сложились судьбы упомянутых в публикации юных орловцев? Стали ли они в самом деле конструкторами самолётов?

Сайты с информацией на военные темы позволили найти знакомые имена. Так, в зарисовке упоминался 17-летний Виктор Филонов, «лучший курсант Орловской планерной школы» (удивительно, как довоенная газета противоречила сама себе: на одной странице говорилось о том, что школу скоро откроют, и о том, что есть уже лучшие ученики…). Журналист упоминал, что Филонов часто заходит на детскую техническую станцию, ещё год назад вместе с Даниловым и Скочелясами он строил маленькие модели.

Судя по сведениям сайта «Подвиг народа», орловец Виктор Николаевич Филонов, 1918 года рождения, был танкистом, участником Великой Отечественной войны, дослужился до звания полковника, награждён четырьмя орденами.

Информации о двух орловских Константинах - Данилове и Скочелясе, родившихся где-то в начале 1920-х годов, - на этом сайте и на сайте ОБД «Мемориал» (погибшие и попавшие в плен) не нашлось.

Зато немало сведений оказалось о Михаиле Скочелясе. Сын паровозного машиниста родился в Орле 5 декабря 1921 года. По всей видимости, после станции юных техников занимался в местном аэроклубе, с 1939 года служил в Военно-воздушных силах РККА. На фронте с 22 июня 1941 года: сначала на Юго-Западном, с сентября 1941 года по март 1943-го - на Северо-Западном.

Здесь он был стрелком-бомбардиром, а затем штурманом звена 707-го легкобомбардировочного авиаполка. Его сослуживцем оказался будущий Герой Советского Союза Николай Александрович Шмелёв, в мемуарах которого многократно встречаются упоминания о штурмане Скочелясе. Летал он на биплане У‑2 (По‑2), созданном под руководством Н. Н. Поликарпова.

Широко известен фильм «Ночные ведьмы» о женском легкобомбардировочном полке. Но было множество лётных частей такого же формата, где служили лётчики мужчины. По аналогии с героинями фильма их, наверное, можно назвать «ночными колдунами». Летали на простеньких самолётах, но урон наносили врагу самый чувствительный, выполняли такие задания, которые иным моделям самолётов не под силу: доставка взрывчатки в партизанские отряды, вывоз раненых и детей с партизанских баз.

Михаил Скочеляс никогда не терял позитивного настроя. В полку его прозвали «рог изобилия анекдотов и приключений», он был любимцем лётной братии. Ратные подвиги штурмана в феврале 1943 года были отмечены первой наградой - орденом Красного Знамени.

10 июля 1943 года авиаполк влился в состав Брянского фронта. Когда войска перешли в наступление на Орловском направлении, после полётов состоялся полковой митинг. Начальник политотдела полка майор Василий Сувид зачитал телеграммы с благодарностями от наземных войск и командира дивизии, рассказал о результатах последних полётов.

- Кто хочет выступить? - обратился майор к строю.

Желающих было множество, выступали коротко и эмоционально. После долгих оборонительных боёв под Старой Руссой всем хотелось наступать и наступать. Дошла очередь и до Михаила Скочеляса. Он обратился к однополчанам:

- Друзья, поможем скорее освободить мой любимый Орёл! Там мой отец, мать вместе с тысячами советских родных нам людей стонут под сапогом проклятого фашиста. А может быть, они убиты. Я призываю вас беспощадно уничтожать врага за мой родной Орёл, за моих земляков, родных. Товарищи, как хочется скорее попасть в Орёл!.. Да вы меня понимаете!..

Михаил махнул рукой и встал в строй.

Впереди были ожесточённые бои. Лётчики полка внесли весомый вклад в штурм Болхова. Во время полётов они видели, что от этого древнего города до самого Орла горят сотни сёл и деревень. От огня ночью было светло как днём, на огромной высоте стоял запах гари.

Бомбили фашистов в районе села Бакланово. Скочеляс на Орловском направлении уничтожил четыре склада боеприпасов, два прожектора, склад горюче-смазочных материалов, 12 автомашин. 1 августа он взорвал склад боеприпасов в селе Клеймёново, в селе Улемль уничтожил две авто­машины с боеприпасами.

Когда был освобождён Орёл, на митинге майор Сувид сказал:

- Вам, участникам освобождения Орла, салютует столица. Это великая честь!

После митинга Скочеляс пошёл к командиру полка Михаилу Шевригину.

- Товарищ майор, вы знаете: в Орле у меня родители. Разрешите туда слетать?

Командиры были не против, но решили не торопить события, обождать несколько дней. И вот штурмана вызвали в штаб, официально объявили о трёх днях отпуска. Более того, одному из лётчиков комполка приказал вылететь со Скочелясом в Орёл, а по окончании отпуска забрать его оттуда.

Прилетели на выгон на окраине города, самолёт после минутной стоянки взмыл в небо. Лейтенант с орденом на видавшей виды гимнастёрке и с вещмешком за плечами пошёл навстречу родным местам… И уже не шёл, а бежал к своему дому. Живы ли родные?

На двери дома замок. Разные мысли полезли в голову. Раз дом закрыт, значит, в нём кто-то живёт. Михаил зашёл к соседям. Те рассказали, что отца расстреляли фашисты, а мать куда-то уехала. Осталась только бабушка. Михаил вернулся к дому, замка на двери уже не было. С горькими слезами встретила внука старушка…

Три дня спустя вернулся Скочеляс в полк. И снова были боевые вылеты, удары по врагу. Штурман мстил фашистам за родной город, за отца, за погибших боевых друзей. Велик был его вклад в освобождение Карачева, Брянска. В представлении отважного лётчика к новому ордену отмечалось, что с начала войны он совершил 363 боевых вылета, сбросил 69 тонн бомб, 400 тысяч листовок. Образцово работал и в качестве штурмана звена: «Штурманский состав звена отлично подготовлен и способен выполнять любые боевые задания».

Вскоре Брянский фронт был преобразован во 2-й Прибалтийский, к февралю 1944 года Скочеляс совершил уже 415 боевых вылетов. Был награждён орденом Отечественной войны I степени. Но на этом фронтовая карьера «небесного тихо­хода» подошла к концу. В войска поступала новейшая авиационная техника, У‑2 постепенно получали тыловые «профессии».

И сколько бы ни любил Михаил Скочеляс свой проверенный и надёжный биплан, у начальства были иные виды на будущее бравых лётчиков. 707-й полк получил новый статус - стал штурмовым авиаполком, его вооружили легендарными Ил‑2. Пилоты прошли быструю переподготовку. А вот что делать штурманам (этой должности, как известно, в экипаже штурмовика нет)? Неужели придётся покинуть боевую семью, ставшую роднее родного дома? Три штурмана, в том числе и Скочеляс, дошли до высшего руководства ВВС, чтобы им разрешили переучиться и вернуться в свою воинскую часть. Разрешение было получено, лётчики уехали на переподготовку. Однако военная судьба сложилась так, что в 707-й полк Скочеляс уже не вернулся.

Окончил учёбу в октябре 1944 года, с января 1945-го был пилотом Ил‑2, заместителем командира эскадрильи 136-го штурмового авиационного Новогеоргиевского полка на 2-м Белорусском фронте. Совершил 20 боевых вылетов на штурмовку обороны противника на западном берегу Одера, в районе Штеттина, Свинемюнде.

В июне 1945 года был награждён вторым орденом Красного Знамени. Орден Красной Звезды старший лейтенант Скочеляс получил в декабре 1956 года. Демобилизовался из армии по состоянию здоровья. Как вспоминал его однополчанин Николай Шмелёв, бывший лётчик вёл большую общественную работу. В 1985 году был удостоен ордена Отечественной войны II степени.

Таким оказалось героическое продолжение зарисовки «Будущие Туполевы», напечатанной в августе 1936 года. И пусть юный авиамоделист из Орла не стал в итоге знаменитым конструктором, зато он честно послужил Родине на фронте, отважно воевал и был отмечен пятью орденами. Надо бы не забывать эту реальную историю, когда уже в наши дни заходит разговор о том, что нет средств на развитие детского спорта, технического творчества. Ведь мечта юного мастера о полётах - не только его романтическое увлечение. Это и надежда всех нас на то, что растут у России надёжные и умелые защитники.

Автор: Алексей Кондратенко
4 августа 2021 13:35
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~tdD9D
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости