Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Шаблыкинский Петергоф

В середине XIX века Шаблыкино считалось охотничьей столицей Черноземья и одним из центров культурной жизни Орловской губернии.

Во многом те славные годы истории посёлка связаны с именем Николая Васильевича Киреевского.

Недолгое счастье

Родители Николая Васильевича - Елизавета Фёдоровна и Василий Александрович владели огромной усадьбой с конца XVIII века, но вели уединённый образ жизни. Только одно омрачало их семейное счастье - отсутствие детей. Вот и ездила Елизавета Фёдоровна молиться о наследнике в село Лески - за 200 км от Шаблыкино. В то время служил священником в тех местах дед знаменитого писателя Николая Лескова. Благодаря горячим молитвам в 1797 году семейная пара наконец смогла обзавестись наследником. Сына назвали Николаем. В благодарность Киреевские подарили церкви в Лесках икону Пресвятой Богородицы в ризах и с серебряными венцами, с короной и жемчужным ожерельем за 2000 рублей. На такую грандиозную сумму обычное семейство могло припеваючи жить несколько лет. Правда, счастье Киреевских было недолгим - через год после рождения Николая умерла его мама Елизавета Фёдоровна, а спустя некоторое время скончался и отец.

«Ананасная планета»

Николай Васильевич Киреевский из камер-пажей в 1815 году поступил в Кавалергардский полк корнетом, в 1816 году был произведён в поручики, а в 1818-м - в штаб-ротмистры. Но военная стезя не прельщала Николая Васильевича, и он в 1821 году возвратился в родное имение.

К тому времени поместье пришло в упадок. По приказу Киреевского на болотистых почвах стали вестись осушительные работы. После этого был заложен парк и начато строительство усадебного дома.

На территории парка выкопали два больших пруда, которые занимали около 40% его территории. Из окон двухэтажного дома, построенного на самом высоком месте усадьбы, открывался невероятный по красоте вид.

В парке была сделана сложная гидротехническая система, позволяющая поддерживать водный баланс с помощью плотин, каналов и водостоков. Через них проложили три чугунных моста. На территории имения было построено несколько крупных фонтанов. Один из них располагался прямо перед входом в усадебный дом и назывался «Ананасная планета».

На одном из каналов был устроен каскад и ключ «Лягушка». Вода из него, по мнению местных жителей, считается целебной.

На территории всего поместья располагалось более 20 авторских беседок из камня и дерева. Каждое строение было уникальным. В сохранившихся записях говорится о существовании китайской, византийской, турецкой, шведской и швейцарской беседок, беседки Вольтера (французской). По замыслу, люди, побывавшие в них, словно переносились в другие страны с их атмосферой.

«Обходил я весь парк. Парк хорош, но деревья молоды, и всё-таки парк лучше тех подмосковных, которые ты знаешь», - писал в письме Лев Толстой своей жене Софье Андреевне.

В саду было высажено более ста сортов роз, свыше трёх тысяч георгинов, а количество других цветов, в том числе экзотических и очень редких, попросту не поддавалось счёту. Главную аллею украшали многочисленные статуи. На территории поместья росло более ста видов деревьев. На въезде в имение были высажены три лиственницы, которые дожили до 90-х годов XX века, но были срублены.

Приходите в мой дом

К сожалению, имена архитекторов и строителей паркового комплекса остались неизвестны, но в отделе гравюры Русского музея хранится уникальный памятник графического искусства - альбом хромолитографий «Виды парка Киреевского при селе Шаблыкино Орловской губернии в имении Николая Васильевича Киреевского», изданный в 1857 году в типографии Бергмана в Санкт-Петербурге тиражом 100 экземпляров.

Парк КиреевскогоЕго автором стал знаменитый художник Рудольф Казимирович Жуковский, который не раз заезжал в гости к Киреевскому. В альбоме продемонстрирована вся грандиозность имения.

Вообще Николай Васильевич искренне любил гостей. Одна из построек на территории имения была оборудована под гостиницу. В ней одновременно могло размещаться большое число людей. Гости жили в поместье месяцами. Некоторые даже не представлялись хозяину.

Главным развлечением для всех гостей была охота. Её масштабы поражали размахом всех участников.

«Правду сказать, - писал Толстой из Шаблыкино супруге, - мне здесь дороже охоты этот охотничий мир».

Об обедах, устраиваемых в имении Киреевского, говорила вся губерния. Главным угощением служило испанское вино «Малага», которое могли себе позволить лишь очень богатые и щедрые люди.

Гостям имения предоставлялись многочисленные экипажи для прогулок. На прудах ждали гондолы с гребцами, лодки, шлюпки и водные лыжи - маленькие лодочки, которые крепились к ногам.

В разные годы в имении Киреевского бывали Иван Тургенев, Иван Бунин, Иван Аксаков, Павел Якушкин, Лев Ваксель, Григорий Мясоедов, Тимофей Грановский и другие знаменитые люди.

«А жалко, что ты не был у Киреевского. Расскажу вам, что это за прелесть - он сам и весь этот мир, который уже перешёл в предание, а там действительность», - писал Лев Толстой Афанасию Фету.

Сам Лев Николаевич не раз бывал у Киреевского. Работая над романом-эпопеей «Война и мир», Толстой навещал Николая Васильевича. Образу Киреевского нашлось место на страницах этого великого произведения - Николай Васильевич стал прототипом дядюшки «Чистое дело марш!». Именно эту фразу Киреевский часто восклицал во время званых обедов.

Образ Киреевского можно встретить и в произведении Тургенева. После выхода рассказа «Гамлет Щигровского уезда» современники не раз отмечали сходство богатого помещика и охотника, описанного в произведении, с Николаем Васильевичем Киреевским. «Жил на большую ногу, увеличил и отделал дедовские хоромы великолепно, выписывал ежегодно из Москвы тысяч на пятнадцать вина и вообще пользовался величайшим уважением», - так описывает своего героя Тургенев. Чем не Киреевский?

Из прошлого - в настоящее

После смерти Киреевского в 1870 году имение перешло к его родственнику по линии матери Сергею Владимировичу Блохину. На тот момент поместье считалось одним из лучших в Орловской губернии. Постепенно оно начало приходить в упадок. Скульптуры и беседки разрушались, деревья вырубались, цветы уничтожались за ненадобностью, пруды зарастали. В 1917 году сгорел усадебный дом.

Что касается места захоронения Николая Васильевича, то точных данных об этом не сохранилось, но коренные жители говорят, что его могила находится на территории посёлка.

В наше время на месте усадьбы расположился парк Киреевского. Местные жители с удовольствием прогуливаются среди вековых деревьев. От старых построек сохранились лишь воспоминания. Тем не менее старожилы с уверенностью говорят, что в посёлке остались фундамент и часть стен от старых конюшен. Сейчас там расположились сельскохозяйственные склады.

Недавно в парке был восстановлен ключ «Лягушка». Там сделали насыпь из кирпича и установили фигурку животного, изо рта которого вытекает та самая целебная вода. Оригинальная же фигурка лягушки хранится в музее шаблыкинской школы.



Автор: Александр Трубин
9 августа 2023 18:06
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~JWwcb
Комментарии


Актуальное видео
07.05.2024 15:26:00
Международная премия #МЫВМЕСТЕ - поддержка лидеров социальных изменений
Наш паблик
Архив газет

Новости