Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Социологи из Орла провели исследования качества жизни различных категорий населения

Отличительной чертой современного российского общества является наличие большого числа бедного населения, чьи доходы и уровень жизни колоссально отличаются от остального населения.

Достаточно парадоксально выглядит тот факт, что по наличию некоторых товаров длительного пользования бедные, хоть и незначительно, но превосходят остальное население. Так, результаты исследований бедного и остального населения, проведённого учёными Института социологии РАН, выявили, что дорогие смартфоны имеют 7% бедного, но при этом - 5% остального населения, дорогостоящие планшеты - 7% и 5% соответственно, кондиционер есть у 6% бедного и 5% остального населения, посудомоечную машину - 4% и 2% соответственно.

Большинство этих товаров приобретается в кредит. Что же вынуждает людей залезать в кредиты, на выплату которых у них уйдёт не один год и приобретать вещи, без которых вполне можно было бы обойтись?

Это объясняется двумя обстоятельствами.

Первое заключается в стремлении именно представителей малообеспеченных слоёв населения к обладанию престижными гаджетами, которые являются неотъемлемой частью повседневной жизни благополучного населения. Таким образом, приобретение дорогостоящего имущества, которое не входит ни в какой прожиточный минимум, делает его обладателя причастным к субкультуре благополучных слоёв населения. Такая поведенческая установка «лопни, но держи фасон», объясняется страхом, распространённым у бедных, - стать не такими, как их ближайшее окружение, превратиться в своего рода «париев». 

Второе связано с так называемым «компенсаторным» потреблением. Оно заключается в том, что многие готовы годами выплачивать кредит за дорогостоящий товар в ущерб приобретению более полезных предметов. Обладание такими новинками повышает самооценку в своих собственных глазах или в глазах их ближайшего окружения. Такое поведение нельзя осуждать, так как оно является определённой реакцией психики на приниженное социальное положение. Только если в большинстве западных стран такого рода «компенсаторное» потребление жёстко регулируется банками или службами кредитования, которые проводят строгий отбор клиентов или институциональными ограничениями со стороны социальных служб, то в нашей стране такие меры рационализации потребительского поведения бедного населения практически не применяются.

Данное обстоятельство находит подтверждение и в многочисленных исследованиях качества жизни и социального самочувствия различных категорий населения, регулярно проводимых социологами кафедры социологии и информационных технологий Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС. Они подчёркивают, что особенно это касается бедной молодёжи. Это позволяет им почувствовать себя приобщённым к той жизни, стать частью того мира, который является для них недоступным.

Фото pikabu.ru


11 мая 2018 14:49
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~OWa8X
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости