Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Создавая ядерный щит Отечества

Имя нашего земляка вошло в историю становления и развития атомной энергетики страны.

Леонид Андреевич Алёхин - физик-ядерщик, посвятивший себя работе в атомной промышленности, лично знавший Курчатова, вырос в деревне Ягодное Колпнянского района.

Уже не осталось в Дровосечном тех, кто помнил бы четырнадцатилетнего подростка, покидавшего в 1936 году, после смерти матери, родные места. О том, как сложилась судьба Леонида Алёхина, сколько славных дел совершил он в жизни, узнала и рассказала землякам краевед Любовь Боева.

Знакомство

В июле 1987 года во дворе Дровосеченской школы к ней подошёл незнакомец и попросил помочь разыскать свою первую учительницу физики. Назвал себя:

- Алёхин Леонид Андреевич - учёный-физик, живу в Москве, ещё работаю. Когда-то учился в этом селе. Приехал поблагодарить Екатерину Алексеевну Дрогайцеву, которая зародила во мне интерес к физике на всю жизнь.

- Я слушала его, не чуя под собой ног, - вспоминает Любовь Дмитриевна. - Сельская учительница беседует с выдающимся учёным! Поговорили о его деле, и он уехал. Уже потом я подумала: «А ведь у нас ничего о нём не знают и могут никогда не узнать. Так не должно быть!». С этого началась и продолжается до сих пор моя краеведческая деятельность.

Молодая учительница истории начала поиски - побывала в Ягодном, увидела место, где стоял дом Алёхиных, поговорила с жителями, но ничего о самом Леониде Андреевиче, кроме «живёт под грифом «секретно», не узнала.

- Я не унималась. Раздобыла какие-то адреса, писала письма в разные города. Люди не отвечали, потому что становилось не до того. Великий Советский Союз к тому времени дышал на ладан. Переходили к жизни по талонам. Мы стояли в унылых очередях за постным маслом, мылом, колготками… В общем, до Леонида Андреевича я тогда не достучалась.

Письмо учёного

Неожиданно зимой 1991 года Любови Дмитриевне пришло письмо от Алёхина. Кроме него в конверте лежали копии наградных листов, фотографии, вырезки из газет. Всё это и сейчас хранится в школьном музее. В письме Леонид Андреевич рассказывал о себе: «Родители мои были учителями-просветителями в Ягодном. Мать Варвара Васильевна и отец Андрей Васильевич работали не только в школе. Он часто выполнял функции фельдшера, которым был в армии: дёргал зубы, делал несложные операции. Она читала односельчанам газеты, организовывала самодеятельность, консультировала по разным вопросам женщин. Болезнь унесла маму слишком рано, а вскоре трагически погиб отец. Я уехал к бабушке в Курск.

Хорошо помню годы учёбы в Дровосеченской школе, учителей математики, физики, черчения. Нужно отметить, что преподавание по тем временам было поставлено хорошо. Переехав в Курск, я не отставал в подготовке от других ребят. Школу окончил с отличными и хорошими оценками, что дало мне возможность при конкурсе семь человек на место поступить в Воронежский университет.

Со второго курса в 1940 году меня забрали в армию. Служил на западной границе в районе Бреста. Там в день своего рождения встретил войну».

Война

Алёхин прошёл славный боевой путь. Участвовал в Сталинградской битве, в прорыве блокады Ленинграда, воевал на территории Германии. Годы спустя волгоградская газета «Восход» опубликовала воспоминания бывшего гвардейца-миномётчика: «Шестнадцать «катюш» стали цепью между двумя небольшими высотками. Справа весь в дыму горел Сталинград, внизу, примерно в двух километрах, горела Волга. По реке текла нефть из разбомблённых в городе резервуаров, и она сжигала всё, что находилось на воде. Моя машина была вторая справа. Все понимали, что отступать дальше некуда. Чтобы не нести лишние потери, в машинах остались одни командиры. Я плавно прокрутил 16 оборотов коммутатора, и все снаряды «сошли». Горели танки и машины противника. В запасе у меня было всего четыре ящика снарядов. Выскочив из машины, я стал снимать ящики, каждый из которых весил более 100 кг. Налетели немецкие самолёты. От разрывов снарядов и бомб ничего не было видно. Осколки в лобовом стекле и бронированных щитах моей установки сделали 16 пробоин. Мы не отступили ни на один шаг. От Дона до окончания Сталинградской битвы я дал не менее 100 залпов (1600 снарядов). В то горячее время мне было 20 лет».

Леонид АлёхинДело всей жизни

После войны Алёхин окончил университет, получил диплом физика и распределение в Московский институт химической физики. Здесь состоялось его знакомство с Игорем Васильевичем Курчатовым, Анатолием Петровичем Александровым и другими ведущими учёными советского атомного проекта.

Молодому специалисту предложили поехать в Челябинск, где запустили первый промышленный уран-графитовый реактор, предназначенный для производства оружейного плутония. Планировалось строительство новых реакторов, радиохимического и металлургического заводов. Требовались физики, химики, металлурги. Леонида Алёхина взяли инженером управления реактором. Вскоре он стал квалифицированным реакторщиком.

Алёхин быстро продвигался по карьерной лестнице - заместитель начальника смены, начальник смены уран-графитового реактора АВ-1, затем - начальник смены реактора АВ-3, на котором производился тритий для водородного оружия. Тогда он часто встречался с Курчатовым, который много времени проводил на комбинате.

12 августа 1953 года на Семипалатинском полигоне была испытана первая отечественная водородная бомба. 31 декабря того же года вышло постановление о присуждении Сталинских премий всем научным и инженерно-техническим работникам, участвовавшим в создании водородной бомбы и новых конструкций атомных бомб. Среди них был и наш земляк Леонид Алёхин.

В 1956 году Алёхин стал заместителем начальника реакторного отдела, а через два года - начальником. В этой должности он трудился более 25 лет. За это время была проделана громадная работа по совершенствованию характеристик промышленных реакторов, значительному повышению их производительности и уровня безопасности, разработке проектов и пуску новых реакторов. Алёхин участвовал в пуске практически всех реакторов Сибирского химического и горно-химического комбинатов.

В 1960 году Леонид Алёхин был удостоен звания лауреата Ленинской премии. Большая роль принадлежала Алёхину в создании, пуске и обеспечении надёжной эксплуатации реактора бассейнового типа «Руслан» и тяжеловодного реактора Л-2 («Людмила»). В 1982 году за участие в работах по реактору «Руслан» Алёхин стал лауреатом Государственной премии.

Алёхина хорошо знали и уважали на предприятиях, в НИИ и конструкторских бюро. И в мирное время он оставался солдатом, участвуя вместе со своими товарищами и коллегами в создании ядерного щита Отечества.

Леонида Андреевича не стало 13 апреля 2005 года.

Автор: Тамара Кухарец
28 сентября 2021 11:28
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~ByXMG
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости