Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Старинный Болхов знаменит не только своими церквями и героической историей

Но и целой плеядой достойных имён, прославивших Орловщину и всё наше Отечество.

Наряду с известными фамилиями Апухтина, Плещеева, Джакелли, героя русско-турецкой войны генерала Лаврова в Болхове чтят многие другие имена своих земляков: историка Древней Руси профессора Варшавского университета Николая Баркова, краеведа Нила Соколова, академика исторической и портретной живописи Михаила Васильева. В этом древнем городе родились и оставили незабываемый след на ниве православной веры протоиереи Василий Ермаков и Георгий Коссов.

Этот список можно продолжить. Но сегодня мне хочется выделить имя ещё одного достойного болховчанина, удивительного человека - Ивана Константиновича Гаврилова. Имя его не сказать чтобы забыто или каким-либо образом отодвинуто из первого ряда выдающихся личностей болховского края. Но меня насторожил тот факт, что даже коренные жители города, среднего и молодого поколения, на вопрос, кто такой Иван Гаврилов и что он сделал для Болхова, затруднялись ответить и пожимали плечами. И только когда я показывал на старинное двухэтажное здание на главной городской улице, мимо которого каждый из них проходит едва ли не каждый день, вспоминали: «Ах да, кажется, Иван Гаврилов что-то сделал для музея».

Действительно, именно с Иваном Гавриловым связано появление в Болхове одного из старейших в нашей области краеведческого музея. И было это давно, сразу после Октябрьской революции.

Выпускник Императорской академии художеств

04_внутри.jpgС детства у Ивана Гаврилова проявились интерес и способности к рисованию. Родители, переехавшие из Болхова в Петербург, желая развивать талант и увлечения юного дарования, нашли возможность организовать для него занятия у знаменитого художника Ильи Репина и мастера исторической, жанровой и портретной живописи академика Павла Чистякова.

Точное число картин, написанных рукой Ивана Гаврилова, неизвестно. Они есть в ряде музеев, в том числе в Пермской художественной галерее, в частных коллекциях и, конечно, на родине - в Болховском краеведческом музее. Гаврилов писал пейзажи, на одной из выставок в 1910 году представлены его полотна «Закат в лесу» и «Ручей в лесу». Он очень любил виды Крыма, создал ряд полотен с морской тематикой; видимо, из-за этого некоторые исследователи не без основания считают его художником- маринистом. Работал Иван Гаврилов преимущественно в станковой живописи.

Но, как и многие живописцы, Иван Константинович не ограничивался лишь созданием своих полотен. Уже в 26 лет, с 1904 года, он стал преподавать в школьных учебных заведениях и художественных училищах Петербурга.

А потом грянула революция, и многое в жизни людей той поры коренным образом изменилось. В 1918 году Иван Гаврилов приезжает на свою малую родину, в Болхов. Было ли его решение продиктовано революционными событиями в Северной столице и началом Гражданской войны или иными мотивами, не важно. Факт состоит в том, что он захотел вернуться в родные края, чтобы работать, посвятить себя обучению живописи юных своих земляков.

В Орловском областном архиве хранится любопытный документ, характерный для того времени. Это заявление учителя рисования Петроградской женской гимназии, Александринского сиротского женского училища и школ женского патриотического общества, художника живописи Ивана Константиновича Гаврилова, уроженца г. Болхова: «…Покорнейше прошу педагогический совет Болховского высшего начального мужского училища избрать меня на должность учителя графического искусства вышеназванного училища, при сём присовокупляя, что образование получил в г. Петрограде, в Центральном художественном училище барона Штиглица и Академии художеств. Учительскую деятельность начал по окончании Академии с 1904 года в вышеупомянутом учебном заведении, где продолжаю учительствовать и по сие время, но любовь к родине побуждает меня отдать весь свой опыт и знания своему родному краю…»

Выпускник Императорской академии художеств Иван Гаврилов, вернувшийся в свой родной город, стал работать преподавателем рисования в школе № 1, бывшей городской гимназии.

Сохранить для потомков

Между тем события даже в уездном болховском крае, вдали от революционных центров, развивались стремительно и далеко не всегда в приемлемом для любого интеллигентного человека направлении. Витавший в народных массах лозунг «до основанья, а затем…» на деле означал не только слом всех старых порядков, но и полное уничтожение прекрасных творений человеческих рук, не имеющих никакого отношения к политике. Вместе с разрушением помещичьих усадеб, разграблением домов зажиточных граждан на свалку истории, в костры и мусорные кучи выбрасывались настоящие шедевры: мебель, посуда, украшения, картины… Как спасти всё это от неуправляемой тёмной толпы?

Этот вопрос в ту пору задавал себе не только Иван Гаврилов. В городе у него нашлись единомышленники, с болью в сердце воспринимавшие происходящее безрассудство. Появилась мысль спасти, уберечь для потомков хоть что-то, сохранить вещественные знаки и символы уходящей эпохи. А как это сделать? Правильно, создать музей.

За короткое время сложилось в Болхове «Общество друзей музея». Настоящие энтузиасты и ценители красоты, члены общества обошли все известные усадьбы, дворы и дома, собрали более 650 предметов, представлявших общественную и музейную значимость. Помимо этого на учёт и хранение взяли некоторые церковные ценности: иконы XVI-XVII веков, церковные сосуды, ризы…

А за окном был 1918 год. По стране катились кровавые волны Гражданской войны. А тут музей, спасение шедевров, найденных в богатых домах. Непросто было убедить новые власти города выделить для этого подходящее место, отдельное помещение. На первых порах экспонаты разместили в трёх комнатах школы № 1, однако с каждым днём их становилось всё больше, и под музей требовалось другое здание.

22 декабря была впервые открыта экспозиция художественной выставки, на которой были представлены шедевры западного изобразительного искусства.

17 октября 1919 года под музей было освобождено церковное помещение (богадельня) вместе с большим домом и садом на улице Троцкого. А уже через два месяца, 19 декабря, музей был открыт для посетителей. Это стало событием для города и его жителей. Заведующим музеем стал, конечно же, Иван Гаврилов.

К 1925 году художественно-научный музей Болхова, так он назывался в ту пору, состоял из четырёх отделов: художественного, научного, исторического и церковно-археологического. В нём уже было собрано около 3000 предметов. При музее работало Болховское общество краеведов, которое внесло неоценимый вклад в развитие музея, формирование его коллекции. Достаточно сказать, что довоенное собрание музея насчитывало не менее 12 тысяч предметов. Во время оккупации немцы не пощадили музей. Его коллекции были разграблены либо уничтожены, а здание сожжено. И только через год после войны музей начал формироваться заново.

В наши дни

За более чем вековую историю Болховский краеведческий музей претерпел разные испытания. В 1920-е годы его создатель Иван Гаврилов переехал из Болхова в Воронеж, затем с 1928 по 1936 год жил и работал в Ельце, перед войной и в военное время жил на Северном Урале, в Перми. В 1948 году он возвращается в город, который теперь носил название Ленинград.

А музей в Болхове, которому со временем присвоят имя его создателя, жил своей жизнью. После войны многое пришлось начинать заново. Музей какое-то время был филиалом Орловского областного краеведческого музея. Постепенно усилиями неравнодушных людей пополнялись фонды, формировались коллекции и отделы. Стало больше естественнонаучных материалов, археологических и нумизматических экспонатов, произведений изобразительного искусства VII-XX веков (живопись, графика, бронзовая скульптура), произведений прикладного искусства, рукописных материалов и подлинных вещей известных болховчан (например, рукопись уроженца Болхова поэта Алексея Апухтина).

По словам сегодняшнего директора Болховского краеведческого музея Лидии Хомяковой, в музее выставлено 90% подлинных экспонатов начиная с XVI века. Исторический зал содержит предметы археологии, оружие и вооружение различных периодов. Этнографический зал посвящён культурно-бытовой истории и природе края. В зале живописи выставлены картины XVII - XIX веков.

Неизменный интерес представляют портретная галерея выдающихся граждан Болхова и Болховского уезда (района), экспонаты и материалы, относящиеся к истории города, его церквей и монастырей, к истории военных событий и послевоенного периода.

К этому моменту фонды музея насчитывают не менее 6,5 тысячи предметов. Это гораздо меньше, чем до войны, но работа не останавливается, экспонаты продолжают поступать. Более 5 тысяч экземпляров книг, в том числе местных авторов, насчитывает музейная библиотека.

Любознательный экскурсант, приехавший в Болхов, найдёт для себя немало интересных сведений о самом городе, его многовековой истории, начиная от царя Ивана Грозного и до наших дней. Грозный царь посещал этот город, оценивал его с позиций оборонительных возможностей от набегов с юга на Москву. В 1706 году по дороге в Киев в Болхов заезжал Пётр I вместе с царевичем Алексеем, присутствовал на молебне в одной из церквей, знакомился с работой местных кожевенных мануфактур и изделиями из кожи. Экспонаты болховских кожевенников Петровской эпохи хранятся в фондах музея.

Сегодня старинный Болхов становится современнее, строится инфраструктура, преображаются улицы, дворы, общественные территории. Восстанавливаются храмы и монастыри. Дел впереди у «младшего брата Суздаля», как называли Болхов в начале прошлого века, ещё много, чтобы стать настоящей жемчужиной не только орловского края. Но главное - видеть цель и двигаться к ней. Проводить важные, общественно значимые акции, привлекать в город художников, музыкантов, артистов, неравнодушных ценителей прошлого и настоящего нашего Оте­чества и Орловщины. Словом, поступать так, как это делал создатель местного краеведческого музея художник Иван Константинович Гаврилов. И тогда, я уверен, мы возродим былую славу города на реке Нугрь.


Автор: Михаил Коньшин
13 сентября 2022 18:27
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~2opqa
Комментарии


Актуальное видео
03.09.2024 15:05:00
«Для чего я помню третье сентября»
Наш паблик
Архив газет

Новости