Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

В Ливнах торжественно открыли памятную доску на левой опоре железнодорожного моста через реку Сосну

На мраморе золотыми буквами выбито: «Вечная память бойцам 10-го отдельного железнодорожного батальона 17-й отдельной железнодорожной бригады, отдавшим жизнь при спасении временного железнодорожного моста через реку Сосну во время ледохода 20 апреля 1942 г.».

Далее перечислено 12 фамилий погибших воинов.

МостЖелезнодорожный мост на дороге Ливны-Мармыжи-Курск был возведён в 1898 году и надёжно служил более сорока лет. Длина его составляла 132 метра, ширина - девять метров, над гладью воды он возвышался на 15 метров.

22 июня 1941 года грянула Великая Отечественная война. В ноябре фронт приблизился к Ливнам. Ещё 3 июля, выступая по радио, глава  советского государства И.В. Сталин провозгласил тактику выжженной земли: «При вынужденном отходе Красной Армии не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, ни одного килограмма хлеба, ни литра горючего… Всё ценное имущество, которое не может быть вывезено, должно безусловно уничтожаться».

При подходе фашистов к Ливнам запылали многие здания, подожжённые бойцами местного истребительного батальона. Были взорваны строящиеся на берегу реки вблизи моста завод «Расткаучук» и спиртзавод. 24 ноября был взорван и сам мост: ферма моста, соскочив с правой опоры, рухнула в воду. Железнодорожное сообщение прекратилось. 25 ноября Ливны оккупировали захватчики, но ровно через месяц части 13-й армии освободили город, линия фронта пролегла на западе района в нескольких десятках километров.

Армия требовала пополнения людских ресурсов, военной техники, продовольствия. Но из-за отсутствия переправы железнодорожный путь функционировал лишь до Ливен. Командование было озабочено проблемой снабжения фронта, поэтому принимается решение по устройству временного железнодорожного моста в деревянном исполнении. Эту задачу поручалось решить 17-й отдельной железнодорожной бригаде. Была подготовлена документация на сооружение моста в шестидесяти метрах от взорванного ниже по течению. Строительство велось непрерывно и уже в марте 1942 года завершилось. За ударный труд командир взвода лейтенант Лев Корозин был представлен к награждению орденом «Знак Почёта». Появилась возможность подвозить военное имущество к линии фронта, а в обратном направлении вывозить раненых и военную технику на ремонт.

Сапёры-мостовики остались обслуживать возведённое сооружение. Фашистский самолёт-разведчик обнаружил мост, и он стал объектом  бомбардировок, о чём свидетельствуют воспоминания немецкого аса, лётчика-штурмовика Ю-87 капитана Ланга: «…нашими целями были мост и сама станция Ливны…» Бомбы миновали мост, но природная стихия не пощадила его. Половодье на реке началось в апреле, льдины ударялись в брёвна опор, сооружение дрожало и трещало от напряжения. В числе спасателей-сапёров был уроженец деревни Трубицино Покровского района Иван Максимович Черкасов, ставший впоследствии полным кавалером ордена Славы. В 2004 году он вспоминал: «…Мы, сапёры, непрерывно взрывали лёд, пытаясь сберечь мост. Но льдом опоры были сбиты, и мост рухнул вместе с людьми. Товарищи многие погибли, но мне чудом удалось спастись на льдине». Тела, которые удалось найти, захоронили в братской могиле на берегу реки (впоследствии захоронение перенесли в братскую могилу в городской парк им. 30-летия Победы).

Разрушенный мост восстановили быстро. С весны 1943 года движение эшелонов с боевой техникой, пехотой, военными грузами возросло многократно. Весь этот поток двигался на северный фас Курской дуги. У ливенских железнодорожников наступили напряжённые дни. Владимир Григорьевич Судьенко рассказывал мне в 1980-х годах: «Нас срочно собрал начальник станции, предупредил, чтобы пути были в полном порядке, - проследует важный поезд. Мне досталось дежурить у временного моста. И вот со стороны города появился поезд. Впереди платформа, затем паровоз, за ним - пассажирский вагон. Мчался, словно курьерский, хотя скорость была ограничена до 15 километров в час. Вагоны так раскачивались на мосту, что того гляди рухнут в реку, но беда миновала. Позднее узнали, что ехал в сторону Курска Георгий Константинович Жуков». В своём рассказе Судьенко ничего не преувеличил, как свидетельствуют дневниковые записи адъютанта Г. К. Жукова, в ночь с 17 на 18 марта 1943 года маршал действительно следовал на поезде в Курск. Ближе, чем через Ливны, пути туда не было, так как Орёл оккупировали немцы. Битва на Курской дуге закончилась нашей победой. И как тут не вспомнить подвиг сапёров-мостовиков, 12 из которых погибли в борьбе со стихией, спасая мост.

Уже в 1947 году на этом перегоне железной дороги возвели новый мост - металлический, который до сих пор исправно служит людям.

Подвиг сапёров-мостовиков не забыт. Их имена золотом выбиты на мраморе памятной доски.

                                                                                                    Геннадий Рыжкин, г. Ливны


Фото: vk.com
23 августа 2022 18:00
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~fVmOe
Комментарии


Актуальное видео
05.12.2024 09:59:00
Успейте оформить подписку на газету «Орловская правда»!
Наш паблик
Архив газет

Новости