Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

В Шаблыкинском районе уничтожается дорога с твёрдым покрытием, построенная в советские годы

Жители Хотьковского сельского поселения в шоке от происходящего на их глазах беспредела.

Село Хотьково с селом Глинки (в котором, кстати, родился защитник легендарного дома Павлова Илья Воронов) до недавнего времени соединяла добротная 18-километровая автодорога: асфальтированная - почти до деревни Кремль, а далее до самих Глинок - выложенная железобетонными плитами на протяжении почти 13 км. Четырёхполосную бетонку, исправно служившую людям лет 30, минувшей весной стали разбирать и вывозить по частям. И уже почти всю разобрали…

Призрак бездорожья

Люди рискуют оказаться отрезанными от мира. Что такое бездорожье, жителям сельской глубинки объяснять не надо. Выехать из бездорожного населённого пункта даже по великой надобности - целая проблема. К селянам по грязи и сугробам не могут пробиться пожарные машины и автомобили скорой помощи, с большими трудностями доставляют хлеб и почту… В нашей небольшой области таких мест, где о хороших современных дорогах пока только мечтают, ещё хватает.

Хотьковцам же вдвойне обидно: надёжная дорога, прочно связывающая глубинку с внешним миром, у них была, а теперь от неё могут остаться одни воспоминания. В своё время здешние жители изрядно помучились без дороги с твёрдым покрытием.

- Грунтовка в осеннюю и весеннюю распутицу становилась совершенно непроезжей, - вспоминает местная жительница Надежда Володина. - А ведь по непролазной грязи нужно было и семена доставить для сева, и урожай с полей вывезти. Доходило до того, что молоко на Шаблыкинский маслосырзавод вывозили через… Брянскую область, там ближе было выехать на асфальт.

Дорожные мытарства прекратились со строительством по программе «100» в 1986-1988 годах той самой бетонки. Дорога, построенная на государственные деньги, находилась на балансе совхоза «Хотьковский». Больших материальных затрат на её содержание не требовалось. Только дорожные обочины окашивали, ни о каком ремонте и речи не шло. Плиты стояли все годы без ям и выбоин и могли бы ещё спокойно простоять не один десяток лет.

Но в смутные девяностые годы содержать инфраструктуру и объекты соцкультбыта слабеющему хозяйству было уже не по силам. В 1997 году началась его реорганизация, собрание работников решило передать всё это добро на баланс местного органа самоуправления. Кстати, в тех ценах стоимость бетонки составляла более 37 млн рублей. Однако по неясным причинам дорога на баланс сельсовета всё-таки передана не была. По словам местных жителей, в 2008 году её внесли в реестр автодорог районного значения.

- В ходе банкротства сельхозпредприятия она перешла в конкурсное управление и затем в общей массе была продана ООО «Шаблыкинский агрокомплекс», - пояснил глава района Сергей Новиков. - Говорят, сделка была до конца не оформлена, хотя её правомочность подтвердил Арбитражный суд Орловской области.

Инвестором крупного сельхозпредприятия в Шаблыкинском районе, созданного в 2008 году, стала столичная компания ЗАО «Росювелирэкспо» (президент Александр Рыбаков). Инвестиционная компания намеревалась вложить в собственное аграрное производство на Орловщине около 3 млрд рублей. Поначалу Шаблыкинский агрокомплекс развивался довольно успешно. Росло производство, обрабатывалась земля, реконструировались старые животноводческие фермы, создавались рабочие места, платились налоги. Однако несколько лет назад сельхозпредприятие стало испытывать большие трудности, в том числе и финансовые. Как рассказывают хотьковцы, минувшим летом ООО «Шаблыкинский агрокомплекс» перестало платить зарплату работникам местной фермы.

В конце апреля 2017 года ведущую к Глинкам бетонку начали разбирать на отдельные плиты, которые сначала просто поднимали краном, потом начали выковыривать экскаваторами и вывозить в неизвестном направлении. Обеспокоенные происходящим жители стали бить во все колокола, обращались в разные инстанции районного и областного уровня, даже на сайт Жириновскому писали. Правда, толку от всех этих обращений не было никакого. Как жить без дороги жителям малочисленных деревень - непонятно. А ведь в эти дальние деревушки и дачники приезжают. Кроме того, людям надо и на сельские кладбища ездить, и воинские захоронения благоустраивать…

За помощью - к Клычкову

Чашу терпения местных жителей переполнил случай с Надеждой Володиной, которая под праздник Покрова еле попала на глинское кладбище, чтобы убрать упавшее дерево с могил родственников. По пути на сельский погост Надежда Ивановна с изумлением увидела, что от прежней бетонки уже мало что осталось. Вдобавок ко всему она на своей легковушке еле разъехалась на двух узких бетонных полосках с большегрузом, битком набитым плитами. Конфликт на дороге разгорелся нешуточный, дело даже до вызова полиции дошло.

Как жить без дороги жителям малочисленных деревень — непонятно. А ведь в эти дальние деревушки и дачники приезжают. Кроме того, людям надо и на сельские кладбища ездить, и воинские захоронения благоустраивать…

После этого хотьковцы записались на личный приём к врио губернатора Орловской области Андрею Клычкову под номером «триста с хвостиком». Ждать так долго своей очереди они никак не могли, поэтому по инициативе Надежды Володиной группе местных жителей, в составе которой была и глава Хотьковского сельского поселения Людмила Матякубова, удалось вскоре встретиться с главой региона, чтобы рассказать ему о своей беде. Андрей Клычков выслушал деревенских ходоков внимательно, обещал разобраться в ситуации.

- Вернулись мы домой из Орла окрылённые, - рассказывает Надежда Ивановна, - а плиты в три раза быстрее возить начали: видно, до кого-то дошёл слух о нашем разговоре с Клычковым. Вот и заторопились всё побыстрее вывезти, пока власть не приняла решительных мер.

Тема «украденной», как считают люди, дороги была поднята 5 декабря на встрече врио губернатора с активом Шаблыкинского района. Андрей Клычков попросил прокурора Орловской области Ивана Полуэктова разобраться, кто и на каком основании разбирает дорогу в Хотьковском сельском поселении.

Сейчас вывоз сложенных у дороги плит приостановился. Надолго ли?.. Хотя, как уверяет руководство ООО «Шаблыкинский агрокомплекс», бетонка находится в собственности предприятия на законных основаниях (под этим надо подразумевать, что они вольны делать со своим имуществом всё что хотят), всё же попытку оставить людей в XXI веке без уже существующей дороги кроме как варварством - согласись, читатель - назвать никак нельзя. Ведь чтобы люди могли выбраться из отдалённых деревень в райцентр или Орёл, им скоро придётся обзаводиться… вертолётом, которым, впрочем, можно будет пользоваться только в лётную погоду. Тут, скорее, танк больше подойдёт…

P. S. Как нам стало известно, прокурор Орловской области Иван Полуэктов поручил областной прокуратуре провести незамедлительную проверку по информации о продаже дороги в Шаблыкинском районе, о результатах которой мы обязательно сообщим читателям «Орловской правды».

Инкара Дмитровская, жительница деревни Дюкарево:

- 25 лет назад мы приехали на Орловщину из Алма-Аты по приглашению Егора Строева возрождать русскую деревню. За эти годы хотьковское хозяйство банкротилось несколько раз, и объекты социального назначения переходили из рук в руки. В результате 12 деревень вокруг нас прекратили своё существование. А мы, по сути, возродили Дюкарево, ведь 25 лет до нашего приезда в этой брошенной деревушке никто не жил. Сейчас в ней уже пять жителей, в том числе вдова участника Великой Отечественной войны известный советский врач-инфекционист Татьяна Ивановна Дмитровская.

Мы с мужем ведём крестьянско-фермерское хозяйство. Содержим небольшое поголовье КРС и обрабатываем 20 гектаров молодых садов. Наш сын, солдат-срочник, хотел вернуться сюда после службы, чтобы заниматься фермерством. Но без дорог это невозможно, ведь продукцию надо реализовывать, а подъехать к нам теперь не могут. По исковерканной экскаваторами дороге к нам и «скорая» не проедет.

Мы неоднократно обращались по поводу уничтожаемой дороги в районную прокуратуру, но нам приходили только отписки. Оказалось, что наше обращение даже не было зарегистрировано. Очень хотелось бы восстановить справедливость: вернуть бетонку на место.

Дмитрий Васин, генеральный директор ООО «Шаблыкинский агрокомплекс»:

- Дорога находится в собственности нашего хозяйства с 2008 года. Все необходимые документы, подтверждающие право собственности на неё, у нас есть. Бетонные плиты разбираем в рамках своей внутрихозяйственной деятельности. По поводу разбираемой дороги нас неоднократно проверяла полиция, но ничего противозаконного в наших действиях не нашла.

Автор: Эльвира Легостаева
13 декабря 2017 12:42
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~u0Bdv
Комментарии


Актуальное видео
13.03.2024 10:46:00
Голосование за объекты благоустройства
Наш паблик
Архив газет

Новости