Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Во время афганской войны орловцы Геннадий Голованов и Виктор Кузнецов пожертвовали собственными жизнями, чтобы спасти от верной гибели своих товарищей и местных жителей

Недавно мы опубликовалю информацию от имени заведующего Орловским военно-историческим музеем Сергея Широкова с просьбой ко всем неравнодушным орловцам помочь в создании Памятной книги о погибших в афганской войне наших земляках.

В настоящее время из 73 уроженцев региона, погибших на той войне, полная информация собрана примерно о половине ребят. Все, кто имеет в своём распоряжении какие-то фотографии, вырезки из газет, письма или просто воспоминания о погибших в Афганистане наших земляках, могут посодействовать в создании этой книги, так необходимой для нашей исторической памяти.

Сегодня «Орловская правда» публикует материал о двух из тех 73 ребят-афганцев.

Геннадий Голованов и Виктор Кузнецов - ​оба уроженцы Покровского района - ​были призваны в армию в 1981 году и после учебки осенью того же года оказались в составе ограниченного контингента советских войск на территории Афганистана. Оба попали в 1-ю роту 221-го ОБМО (отдельный батальон материального обеспечения) ВВС Советского Союза. С 1981 по 1989 год этот батальон базировался на территории Кабульского аэродрома.

456 километров от Хайратона, небольшого афганского города на берегу Амударьи, до Кабула были самой настоящей «дорогой жизни» в те годы. По этой трассе из Советского Союза в Афганистан доставляли почти всё - ​от продовольствия до боеприпасов. Водители 221-го ОБМО как раз и выполняли эти задачи. Перевозили в том числе авиабомбы - ​груз и сам по себе опасный, а в условиях постоянной угрозы нападения душманов советские колонны и вовсе превращались в желанную мишень для врага. По правилам колонны должны были ходить в сопровождении бэтээров или даже танков, однако почти два года рискованных рейсов наших ребят охраняли только две «зушки» (зенитные установки, стоявшие на кузовах КамАЗов).

Наиболее опасным участком пути от Хайратона до Кабула был самый высокогорный перевал Азии - ​Саланг (3363 м над уровнем моря). В самом труднопроходимом для машин и людей месте (Гиндукушские горы) ещё в 1964 году советские инженеры прорубили в скальном массиве тоннель длиной 2676 метров. Благодаря ему северная и центральная части Афганистана оказались связаны между собой наиболее коротким и удобным путём. При этом общая длина подъёма на Саланг и спуска с него превышает 200 километров.

Душманы много раз пытались вывести этот тоннель из строя, обстреливая его или пытаясь взорвать. Все эти попытки оказались безуспешными, но сам тоннель, включающий в себя системы освещения и вентиляции, почти за два десятка лет непрерывной эксплуатации начал потихоньку приходить в негодность. Система вентиляции практически перестала работать, и в центре тоннеля всегда была сильнейшая концентрация выхлопных газов. Остановка проходящей по тоннелю колонны при наличии категорического приказа водителям не глушить двигатели в таких условиях могла грозить серьёзными неприятностями.

Так и случилось. Утром 3 ноября 1982 года колонна из 60 КамАЗов 1-й роты 221-го ОБМО подошла к тоннелю Саланг со стороны порта Хайратон. Порядок движения по тоннелю был строго определён. Надо было дождаться выхода шедшей по тоннелю группы машин, и только потом давалась команда начинать движение следующей колонне с противоположной стороны.

Где-то в 11-12 часов дня 1-я рота 221-го ОБМО вошла в тоннель. Однако, как выяснилось позже, в центре его в это время из-за поломки одного из автомобилей застряло около 50 «наливников» (КамАЗы, перевозящие горючее), следовавших из Кабула в Поли-Хумри на заправку. Регулировщики движения по тоннелю, не дождавшись их выхода, запустили туда КамАЗы-бомбовозы. В результате в Саланге образовалась огромная пробка, в которой кроме перечисленных машин оказалось ещё порядка 100 «барбухаек» (так называли примитивные афганские грузовики) и несколько автобусов с мирными афганцами. Свои машины согласно приказу многие водители не глушили, а система вентиляции туннеля уже не справилась с таким объёмом выхлопных газов. Все, кто находился в центре тоннеля, начали задыхаться.

Голованов и Кузнецов, выбравшись из кабин своих машин, стали помогать тем, кто в полубессознательном состоянии брёл по тоннелю, буквально под руки сопровождали их к выходам, на свежий воздух. Тем, кто находился в центре пробки, чтобы добраться до выхода из тоннеля, пришлось пешком с затуманенной головой двигаться более километра. Выбраться из тоннеля живыми смогли только те, кто находился на расстоянии менее 500-600 метров от выходов. Для девяти ребят из 1-й роты 221-го ОБМО путь внутри тоннеля Саланг стал последним в жизни. В этом скорбном списке оказались двое покровчан: Виктор Кузнецов и Геннадий Голованов.

Всего же в тот трагический день, ровно за неделю до смерти Брежнева, от удушья в Саланге погибли 64 советских воина и более 150 афганцев. Тоннель авральными мерами освободили от пробки к утру следующего дня, но колонна бомбовозов, потерявшая сразу столько водителей, добиралась потом до Кабула трое суток: пришлось ждать приезда товарищей из второй роты своего батальона. После этой трагедии командование 40-й армии приняло чрезвычайные меры относительно движения внутри тоннеля. Была налажена связь на всём 2 700-метровом участке. Каждому водителю выдали спецпатрон, который в экстренных случаях в течение часа мог вырабатывать кислород.

Тела рядовых Геннадия Голованова и Виктора Кузнецова привезли в Покровский район и похоронили на кладбищах в селе Критово и посёлке Покровском. Родителям ребят чуть позже вручили ордена Красной Звезды, которыми наши земляки были награждены посмертно.

Роман Александров

 

Контактные телефоны для информации о наших земляках воинах-интернационалистах, погибших в Афганистане в 1979-1989 гг., для Памятной книги:

8 (486) 59-07-94, 8 (486) 59-06-45, 8-906-661-73-52, e-mail: shsv1941-45orel@mail.ru.

26 августа 2017 08:31
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~hU5AC
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости