Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Война и мир Донбасса

Порой ему казалось, что он попал на съёмки фильма про войну, где вместо команды «Стоп! Снято!» может прогреметь настоящий выстрел.

Он давно не живёт на Украине. Но там остались его близкие. Житель Орла Владимир решил съездить в Луганскую область на легковой машине, чтобы всё увидеть своими глазами. Правда, теперь эта территория называется Луганская Народная Республика.

- Говорят, проверка на таможне может занять несколько часов… - ​обращаюсь к Владимиру.

- К сожалению, да. Я пересекал границу в Изварино - ​есть такой посёлок в Луганской области. Стояние в очереди и таможенные процедуры заняли три часа. На обратном пути - ​шесть. Я заметил, что для инвалидов и родителей с маленькими детьми есть льготная очередь, но как действует эта система, не вникал. Таможенный пункт показался мне вполне обычным. С одной стороны границы - Россия, с другой - ​ЛНР. Об Украине даже нет упоминания, хотя многие машины - с украинскими номерами.

- Какие там дороги?

- Во многих городах и сёлах оставляют желать лучшего, но я же понимал, куда приехал. Спросил дорогу у одного прохожего, он объяснил и предупредил: «В ту сторону ехать не надо. Там взорван мост». И произнёс это так обыденно. А ведь мы подобные фразы только в кино про войну и слышали.

Поразил путь от Луганска до Алчевска (это бывший Коммунарск). Несколько километров едешь в полном одиночестве. Ни машин, ни людей, будто ты оказался в фильме ужасов. Это заставляет немного нервничать.

- На Украине действует комендантский час?

- Да, в некоторых населённых пунктах. К примеру, в Алчевске мы едва успели до его наступления. Машину я поставил на платной стоянке, очень удивился тарифу - ​20 рублей в сутки.

- Вы рассчитывались гривнами?

- Как ни странно, все расчёты - ​в рублях. И все говорят на русском. Многие местные вообще не считают себя жителями Украины. А те, кто пострадал от боевых действий, не хотят даже слышать об украинской власти или украинском гражданстве.

Мой знакомый, который был ранен, защищая добровольцем Донбасс, признался, что давно порвал паспорт гражданина Украины. «А зачем он мне? - ​возмущался защитник. - ​Пенсию мне от власти не видать, ездить «на ту сторону» я не собираюсь, да и нельзя мне, ведь я для них террорист. Представляешь? Они по нашим городам ракетами, а террористы - ​мы!..»

- На Украине по-прежнему свои территории защищают ополченцы?

- Как сказал мой знакомый, уже нет никакого ополчения. Теперь это настоящая армия ЛНР на контрактной основе, где военнослужащие поставлены на довольствие и получают зарплату.

- Какие работают заводы и где можно заработать деньги?

- Работает металлургический комбинат, но не на всю мощность. Зарплата смешная - ​пять-семь тысяч. До 15 тысяч в месяц получают пожарные, но это скорее исключение. В основном люди еле сводят концы с концами. Кому позволяет здоровье - ​пашут на дачах и огородах.

Мне родственник рассказывал, как люди встречали первые гуманитарные фуры из России с продуктами. Многие старики выжили только благодаря им. За пенсией надо было ехать на территорию, где стреляли, где приходилось идти по узкой тропке между минными полями, через блокпосты, нелегально или полулегально.

Они живут, как будто ничего этого нет. Работают, гуляют с детьми, пьют пиво, женятся.

Одна бабушка рассказывала, как она ездила за пенсией. Говорила и плакала. Везли их ночью в двух-этажном автобусе. Ей досталось место на втором этаже, а когда в темноте она спускалась, то упала и сломала ногу. Так со сломанной ногой и сидела в очереди за пенсией. Когда боль стала невыносимой, начала умолять людей пропустить её вперёд. Пропустили.

Для особо нуждающихся работают пункты бесплатного питания. Работают магазины, рынки. Цены почти как у нас, дешевле только хлеб и сигареты. Но пенсии и зарплаты у местных жителей мизерные. Две- ​три тысячи рублей в месяц считается нормальным доходом. Найти работу очень трудно. Жена моего знакомого радовалась, когда нашла работу на полторы тысячи рублей в месяц - ​шила праздничные костюмчики для детсадовцев.

- Удалось встретиться со своими друзьями?

- Говорить об этом тяжело. Зашёл к товарищу. Он предложил мне чаю. Бросает в мою чашку пакетик, а себе - ​нет, говорит, что любит пить чистый кипяток. Я попросил кусочек сахару. Оказалось, что в доме сахара нет. Я всё понял, пошёл в магазин, купил пять кило сахару, колбасы, хлеба. Потом пришлось быстро уехать, так как его почти слепая мама начала плакать и благодарить, причитая, что это слишком много, и предлагала отсыпать им немного сахару, а остальное забрать с собой. Я повторял, что для меня это недорого, но она так и не успокоилась. Сердце защемило.

Хотел посетить друга юности. Постучал в дверь: «Я к Виталику». «Нету Виталика, убили Виталика!» - ​тихо ответила женщина за дверью. Наверное, это была его мать. Я ещё постучался, но больше к двери никто не подошёл.

Оказывается, нас - ​бывших одноклассников - ​осталось в живых всего четверо. Первых начали хоронить ещё в Афганскую. Потом - ​лихие 90-е, потом Чечня и вот эта война.

- А как встретили близкие родственники?

- Конечно, накрыли праздничный стол. А когда я спросил, какая из двух селёдок вкуснее, ответили, что никогда их не пробовали и купили по случаю моего приезда. Хорошо, что я привёз с собой сухую колбасу и другие продукты, которые не побоялся везти через границу.

- Какое настроение у людей, чем они занимаются, в какие игры играют дети?

- Я заметил, что во дворах удивительно много молодых мам с детишками. Бросается в глаза, что почти ни у кого из детей нет сотовых телефонов, тем более смартфонов и планшетов. Они устраивают для себя подвижные интересные игры. Наблюдаешь за ними, и кажется, что ты попал лет на двадцать-тридцать назад. Школы и детские сады работают. Поликлиника, больница, роддом тоже. На улицах в основном чисто и ухоженно.

Удивляет небольшое количество транспортных средств на улицах. Среди них много старых машин. Я спрашивал: почему? Мне говорили, что это из-за бедности, так как состоятельные люди давно уехали в более спокойные места, в том числе и в Россию.

- Говорят, теракты на Украине ​не редкость?

- К счастью, я не был свидетелем, но знаю, что во время моего гостевания в Луганске произошёл теракт. Взрывчатка была заложена в мусорную урну в очень людном месте и недалеко от детсада. Погибла молодая женщина. А недалеко от урны террористы поставили и заминированную машину в надежде, что после первого взрыва, когда набежит много народу, прогремит и второй - ​более мощный взрыв. И он прогремел. Но людей вовремя эвакуировали, и обошлось без жертв.

- Что же всё-таки сейчас происходит на Украине, какое сложилось общее впечатление?

- Я пытался сделать какие-то выводы и не смог. Обстрелы и перестрелки происходят рядом с людьми, а они живут, как будто ничего этого нет. Работают, гуляют с детьми, пьют пиво, женятся. Одна бабуля просила передать России большое спасибо. И пошла кормить голубей на старую-старую голубятню, в которой мы в детстве играли в прятки и войнушку.

Никто тогда из нас, пацанов, не мог даже подумать, что через много лет на эту землю придёт настоящая война…

Автор: Ирина Почиталина
21 декабря 2017 09:44
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~dY8jM
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости