- Сам я из Орла, - рассказывает Игорь Иванович. - Работал токарем, был слесарем на хлебозаводе, потом решил стать частным предпринимателем. Чем только не занимался! Когда несколько лет назад открыл небольшой обувной склад, понял, насколько сложно найти удобную мягкую обувь для больных ног - покупатели очень часто обращались по этому поводу.
Однажды он отправился на закупки в городок Почеп в Брянской области, издревле славившийся изготовлением валенок, старики которого владеют этим народным ремеслом в совершенстве. Заинтересовался не на шутку. К тому же повстречал там коллег - предпринимателей из Питера, которые приехали за готовой партией валенок и заказать новую. Убедился, что исконно русская валяная обувь - обыденная и незаменимая для наших предков, актуальна и сейчас. Валенки с удовольствием носят не только деревенские жители, но и все, кто оценил их тепло, удобство и лечебные свойства. Тогда и решил - это именно то, что нужно. Будет сам валять валенки!
Путь от идеи до её воплощения оказался довольно трудным и долгим. Впрочем, Азаров рассказывает об этом с юмором и почти скороговоркой. Накупили с друзьями овечьей шерсти, перебрали и отправились в Почеп, чтобы отбить на шерстобитной машине. Вернулись назад, начали валять - и на тебе, ничего не сваляли!.. А ведь поначалу думали, что дело-то пустяковое.
- Измучились все с этим валянием, а толку ноль, - с высоты сегодняшнего опыта посмеивается над собой Игорь Иванович.
Поскольку дело оказалось очень даже непростым, решили искать, кто бы помог разобраться в его тонкостях. На поиски ушло месяца три. К кому из почепских мастеров ни обратятся - никто не соглашается выдавать секреты ремесла.
- Зашли как-то в дом к бабуле лет восьмидесяти, так она при нас сваляла валенок прямо на руке, согнутой в локте и поднятой вверх! - восторгается Игорь Азаров. - Попросили научить, а в ответ - отказ.
Вот и на рынке в Почепе, где целый ряд продавцов валенок собственного производства, желающих поделиться своим умением не оказалось. Пока совершенно случайно на пути не повстречался Николай Иванович. Тот хоть и торговал яйцами, а не валенками, оказался, как почти все местные старики, народным умельцем. Вместе с женой Галиной Васильевной две недели обучали орловцев азам мастерства.
- Галина Васильевна прежде всего научила разбираться в овечьей шерсти, - с благодарностью вспоминает производитель валенок из Большой Куликовки. - Рассказала, как различать шерсть весенней стрижки и осенней. Оба вида надо сочетать в пропорции пятьдесят на пятьдесят. Если взять только весеннюю, она не сваляется, потому что длинная, а валенки из одной осенней дадут усадку при попадании в воду. Николай Иванович помог освоить процесс валяния, а сборку валенка - его супруга. Спасибо им!
Когда-то Азаров купил земельный участок в Большой Куликовке, задумав разводить нутрий. Однако связываться с грызунами не стал, а вот для нового дела кусок земли с небольшой постройкой оказался как нельзя кстати. Покупать сырье для изготовления валенок решил в Астрахани. Из-за транспортных расходов выходит дорого, зато шерсть не в пример лучше орловской - за овцами на побережье Волги ухаживают тщательно, стригут два раза в год. После переборки шерсть возил отбивать или, как ещё говорят, расчёсывать всё в тот же Почеп. Туда-обратно - около 250 километров. Не наездишься. Как ни крути, а без собственной шерстобитной машины не обойтись.
С дорогостоящей покупкой ему помог социальный контракт - об этой мере господдержки Игорь Иванович узнал прошлой осенью от хороших знакомых. За подробной информацией обратился в службу соцзащиты округа, где ему всё объяснили, подсказали. Собрал документы, сам составил бизнес-план и вскоре оформил контракт. Получив на предпринимательскую деятельность положенные 350 тысяч рублей, помимо самодельной шерстобитной машины (её ещё пришлось поискать!), приобрёл станок «крокодил» для растяжки голенищ, колодки, на которые надеваются валенки, овечью шерсть.
Производство валенок остаётся практически неизменным на протяжении нескольких сотен лет. Основная часть работы по-прежнему выполняется вручную. Игорь Азаров и его племянник Роман Кононов, который по мере необходимости приезжает из Орла на помощь дяде, знакомят с основными этапами рабочего процесса.
Если вкратце, «создание» валенка происходит примерно так. После ручной переборки шерсть отбивают на машине, на выходе получая шерстяное полотно. Из него делается сновка - заготовка будущего валенка, похожая на огромный мягкий носок. Заготовку «заваривают» в кипятке для усадки и приступают к раскатыванию, или валянию. Затем следует стирка - опять же в кипятке, после чего валенки уплотняются и принимают свой окончательный размер. За сутки получается всего одна пара. За месяц, если трудиться не разгибаясь, самое большее - 45 пар.
Что тут скажешь, труд тяжёлый: все время на ногах, руки имеют дело с кипятком и мокрой шерстью. Да и увалять заготовку до нужных размеров, а потом разбить на колодке - дело физически сложное.
- Работа грязная, тяжёлая, - соглашается Азаров, - но классная!
Завершающий этап процесса - сушка валенок на колодке у печки. Сохнут они по три дня, причём каждая пара - обязательно на одной и той же колодке.
- Иначе, - объясняет Игорь Иванович, - хоть на миллиметр, но всё равно будут друг от друга отличаться. Валенок не бывает левым и правым, он потом сам принимает форму ноги.
На постижение всех премудростей изготовления валеной обуви нашему герою понадобился без малого год. Поэтому к попыткам освоить древнее мастерство наскоком он относится со снисходительной усмешкой. Рассказывает, как к нему приезжали учиться ребята из Курска. На месяц сняли в селе квартиру, вникали в процесс, практиковались.
- Ну и как, удалось научить? - спрашиваю.
- Не-а! - отвечает. - Все же думают, что это быстро и просто. Если один валенок получился, значит, теперь ты мастер. А второй вот уже и не выходит!
В Большой Куликовке Азаров обосновался капитально. Отстроил большой дом, где живёт с семьей. Из живности, правда, держит только кур - хозяйством заниматься некогда. Он целиком и полностью поглощён своим делом, изучив его главные секреты.
К примеру, наш изготовитель валенок отлично знает, что к овечьей шерсти следует добавить процентов 30 собачьей - для особой прочности и лучшего лечебного эффекта. Что на мужскую пару уходит 2 килограмма 200 граммов шерсти, на женскую - 1 килограмм 600 граммов. Самым сложным он называет правильную сборку обуви, тогда ногам в ней абсолютно комфортно. Вот и голенище поэтому делает чуть потоньше - таким ноги ни за что не натрёшь. Ещё одна отличительная особенность валенок из Большой Куликовки - подшитые задники, чтобы не протирались в галошах.
Чем валенки ручной валки отличаются от фабричных? Во-первых, одной пары от Азарова хватает аж на пять-семь лет. Исключение - тонкие облегчённые «волнушки», которые специально заказывают для больных ног. Во-вторых, они мягкие, не то что «деревянные» фабричные. Ну и в‑третьих, значительно теплее, поскольку шерсть правильно и тщательно укладывается, а не просто сбивается.
На качественный товар всегда найдётся покупатель. Так что Игорь Иванович недостатка в заказчиках не испытывает. Его продукция идёт в Москву, Тульскую и Курскую области. Вот сейчас с помощью племянника выполняет заказ москвичей на 30 пар валенок.
В мастерской рядом с умельцами - сосед Юрий. Оказывается, пришёл сам себе свалять валенки. Азаров не против, даже наоборот. Он охотно принимает у себя односельчан, желающих самостоятельно и под его чутким руководством изготовить пару валенок для собственных нужд. Денег за это не берёт. Местные делают себе валенки, по его выражению, за счастье - за себестоимость шерсти.
Да и вообще Игорь Иванович с радостью готов обучить всех, кто хочет попробовать свои силы в старинном русском ремесле. Добро пожаловать валять валенки в Большую Куликовку!
***
Любимая обувь императоров. Изготовление валенок - очень сложный процесс, так как практически все операции выполняются вручную и требуют множество навыков и умений. Но их оздоровительный эффект стоит любых денег. С этой целью валенки активно носили Пётр Первый и Екатерина Вторая.
В те времена медицина не знала столько способов борьбы с заболеваниями ног, поэтому вся надежда была на народные средства. Екатерина Вторая только и спасалась валенками при болях в ногах и нисколько этого не стеснялась. А Пётр Первый всегда после похода в баню требовал у слуг валенки и щи. Хотя известным является тот факт, что он был приверженцем всего западного. Постепенно валенки стали символом России.
Пик моды на них пришёлся на XVIII век. Их ношение было действительно престижным и свидетельствовало о достатке. Войлочную обувь носили состоятельные люди. Высокие валенки даже носили вместе с платьями, со временем это стало модно. Незаметно и постепенно валенки стали видом обуви, с которым иностранцы ассоциировали русских людей наравне с пуховыми платками и матрёшками.