Жители двухэтажки по улице Брянской в Орле уже много лет самостоятельно решают проблемы своего дома

Дом №52 по улице Брянской был построен в 1956 году заводом, сменившим за долгие годы своего существования не одно название и канувшим в лету под названием «Автосельмаш».

Жители двухэтажки по улице Брянской в Орле уже много лет самостоятельно решают проблемы своего дома

Услуги, которых нет

- В конце 1980-х этот дом, как и другие принадлежавшие орловским предприятиям, передали муниципалитету, - говорит один из активистов дома Николай Плотников.

Напоследок жителям отремонтировали кровлю - она служит до сих пор. Обслуживать дом стало ЖЭУ №10. Впрочем, работы, которые проводило ЖЭУ, назвать ремонтом можно было с большой натяжкой.

- Если где-то появлялась протечка, это место на трубе просто заматывали. Года четыре я ходила за начальником ЖЭУ, чтобы нам отремонтировали подъезд. В результате сделали косметический ремонт. Дальше что могли, делали сами, - вспоминает одна из активисток дома Галина Смолякова.

В 2004 году был принят новый Жилищный кодекс, и дом перешёл в управление ЗАО «ЖРЭУ №2» (входит в структуру Первой городской управляющей компании. - Прим. авт.). ЖЭУ №10 стало подрядной организацией. Отношения между жителями и управляющей компанией, рассказывают собственники, были своеобразными: они платили не только по установленному тарифу, но ещё и доплачивали за часть услуг.

- Нас заинтересовало, почему мы платим управляющей компании, при этом их подрядчик приходит нам что-то делать за отдельную плату. Сходили к Александру Фрайде (тогда он был руководителем ЗАО «ЖРЭУ №2»), посмотрели постановление и поняли: мало того что платим за услуги, которые нам не оказывают, так ещё и за те, которые невозможно оказать в принципе. Например, мы платили за уборку территории, а дворника у нас не было, за дезинсекцию, а в доме нет подвалов и т.д.

Мы договорились с руководителем управляющей компании, что продолжим платить за аварийный ремонт, а текущий и содержание дома будем осуществлять собственными силами - собственники вправе так сделать. К слову, мы могли сами установить и тарифы, но делать этого не стали. Оставили утверждённые постановлением г. Орла, но отказались от услуг, в которых не нуждались. Кроме того, на тот момент (конец 2008-го) у нас на счёте дома накопилось 10 тысяч рублей на текущий ремонт, и мы, проголосовав, наняли подрядчика и поставили в подъезд железную входную дверь, - рассказывает председатель совета дома Елена Деменина.

Насильно мил не будешь

После этого несколько лет жители дома и управляющая компания жили душа в душу: первые платили за нужные их дому услуги, вторая им их действительно оказывала. Всё изменилось, когда в УК пришёл новый руководитель.

- Вопреки решению общего собрания и несмотря на наличие протокола, нам опять вписали в квитанцию лишние услуги. Я написала в управляющую компанию претензию о неправомерности её действий, но моё обращение проигнорировали.

Мне пришлось обратиться в суд. И тогда УК в добровольном порядке удовлетворила мои требования. Ещё я взыскала с неё около 5 тысяч рублей морального вреда. И это, наверное, стало для руководства УК последней каплей, - говорит Елена Деменина. - Мы были в Орле одними из первых, кто получил уведомление, что у нас истекает договор управления и от нашего дома отказываются (это было в августе 2012 г.).

Дом без хозяина

Жители поняли: заставить УК пролонгировать договор они не могут, значит, нужно либо искать новую управляющую компанию, либо создавать ТСЖ, либо переходить на непосредственное управление. Первые два варианта отпали сразу. Скорее всего никакая управляющая компания этим домом не заинтересовалась бы - старые, не прошедшие капремонт двухэтажки управляющие компании берут неохотно. А здесь ещё и жильцы внимательно следят за тем, как расходуется каждая копейка. Создавать же ТСЖ не выгодно им самим - это юрлицо, а следовательно, бухгалтерская отчётность, дополнительные расходы, которые съели бы половину сборов. И тогда жители выбрали непосредственное управление. В мэрии Орла их поддержали, а впоследствии давали консультации по различным вопросам.

Самое трудное, с чем пришлось столкнуться, - проблемы с отоплением. Жители нескольких квартир в доме перешли на индивидуальное, установив двухконтурные современные котлы, которые обеспечивают теплом и горячей водой, но что было делать остальным?

- Мы долго искали тех, кто сможет пустить нам тепло, но ресурсоснабжающие организации, куда мы обращались, отказывались это делать. То есть пуск тепла они обеспечивали, но предварительные обязательные работы - промывку, опрессовку - не делали. Потом всё-таки нашли того, кто будет выполнять эти работы, - вспоминает Галина Смолякова.

Сейчас в г. Орле 1902 многоквартирных жилых дома. В 66 из них создано ТСЖ, непосредственное управление выбрали собственники 54 домов. Остальными домами управляют УК.

А спустя какое-то время дом полностью перешёл на поквартирное отопление (технически такая возможность была). И каждый стал сам следить за своими отопительными приборами. Установленное жителями оборудование окупается лет через шесть, потом они уже могут экономить. Пока зимой платят по 2 000 рублей за газ, летом - по 300-500 рублей. Кроме того, могут начать отопительный период в своей квартире, когда захотят, не дожидаясь постановления главы администрации города. Подъезд в доме отапливает купленный сообща конвектор.

Капремонт раньше срока

Все остальные вопросы жители тоже решали вместе. За последние два года они обновили выход на крышу, заменили слуховые окна, убрали лишние трубы. Полностью отремонтировали фундамент, поменяли систему водоснабжения.

- Теперь капитальный ремонт в доме у нас выполнен почти полностью, - говорит Галина Смолякова.

Сейчас жители собирают в фонд дома на текущий ремонт по 300 рублей. В фонд капитального ремонта платят около 500 рублей (каждая квартира), эти деньги они на год перевели со спецсчёта на депозит - чтобы процент был больше. Дотошные и продвинутые в вопросах жилищного законодательства жильцы также выяснили, что некоторые работы, считающиеся капитальными (в частности ремонт подвалов) их дому не нужны. Зато требуются другие, которых в перечне нет, - например, установка системы снегозадержания. Они сходили в областной департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства и получили разрешение на их проведение. Работы запланировали на весну.

Уникальный опыт

Можно ли всем жителям двухэтажных домов взять на вооружение опыт жильцов дома №52 по ул. Брянской и самим управлять своим домом? Теоретически - да. На деле он, увы, почти уникален: у других на это чаще всего нет ни времени, ни желания.

- Летом мне позвонили жители дома №4 по Карачевскому переулку и сказали, что от них тоже отказалась управляющая компания. В этом доме 12 квартир. Мы показали им наши гроссбухи, куда заносим всю информацию о приходах-расходах, папки с протоколами, перепиской с чиновниками и различными ведомствами. Но когда я стала рассказывать, как это всё происходит, они решили, что не потянут. Потом им удалось найти другую УК, - рассказывает Галина Смолякова.

Почему это получилось у жителей дома №52? Может, потому, что в нём всего шесть квартир, жильцов мало, следовательно, проще договориться по различным вопросам (хотя любые серьёзные траты они обсуждают на общем собрании, иногда собираясь по одному вопросу несколько раз)? Может, потому, что председатель совета дома Елена Деменина сама юрист и жилищное законодательство уже знает назубок? Но, как считают сами жители, дело всё же в другом - в желании обеспечить себе и своим детям нормальную комфортную жизнь, не надеясь на кого-то ещё.

Советы жильцов дома №52 по ул. Брянской г. Орла

Хотите перейти на непосредственное управление?

• Выберите инициативную группу, которая возьмёт на себя переговоры с чиновниками, ресурсоснабжающими организациями, подрядчиками.

• Назначьте казначея - человека, который будет собирать и хранить средства жителей.

• Определите, кто будет вести различную документацию. Последние две должности можно совмещать.

Автор: Ирина Алёшина
20 Декабря 2017 08:10

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений