Надежда Егоровна также написала, что раньше перед домом росли большие деревья, корни которых уходили под фундамент, что, возможно, и стало причиной разрушения стены. Ещё, по её мнению, усугубляют ситуацию провода, которые жильцы других квартир «самовольно, без разрешения» протянули к своим гаражам.
«В ненастную погоду провода покрываются льдом, от сильного ветра «тянут» угол дома, и стенка ещё больше лопается», - пишет Надежда Егоровна.
По её словам, многочисленные обращения в поселковую и районную администрации, Управление государственной жилищной инспекции и другие инстанции с просьбой убрать провода и сделать стяжку углов, результата не дали.
Мы отправились в Долгое.
Старая двухэтажка на ул. Кирова утопает в зелени - видно, что за придомовой территорией хороший уход. Огорожены насаждения металлическим заборчиком. Напротив дома сараи жителей, где тоже посажены цветы. Подъезды покрашены, выглядят аккуратно. Портит общую картину большая трещина посередине торца дома - хоть её и постарались замазать.
В квартире Надежды Егоровны тоже аккуратно и чисто - до тех пор, пока хозяйка не подходит к стене и не отрывает в углу фрагмент обоев: под ними оголённые кирпичи. Это, считает пенсионерка, тоже последствия той самой трещины.
Дом № 6 находится в непосредственном управлении - жильцы сами на общем собрании большинством голосов решают, какие работы здесь нужно выполнить в первую очередь, определяют источник их финансирования, заключают договоры с подрядчиками.
Беседуя с начальником отдела архитектуры, строительства и ЖКХ администрации Должанского района Галиной Гранкиной, интересуюсь, почему они не выбрали управляющую компанию?
- Не захотели. Может, потому, что ей нужно платить постоянно, а сейчас они платят, если только нужно что-то сделать, - поясняет Гранкина.
- Наверное, не всё делают, раз люди жалуются? - спрашиваю я. - Надежда Егоровна, например, уверена, что стена её дома разрушается…
- Да, жалобы были, и трещину пытались ликвидировать несколько раз, но она снова появляется, - подтверждает Галина Гранкина.
- Я живу здесь почти 11 лет, трещина уже была. За эти годы она не увеличилась. Мы её замазывали с соседями сами. Покрасили дом, который был в ужасном состоянии. Поставили забор, посадили цветы, начали делать отмостку, сами красили подъезды. Дом наш пусть и не в идеальном, но в хорошем состоянии, - считает старшая по дому Наталья Рогачёва.
Однако Надежда Егоровна Ретинская уверена: если не сделать стяжку и не убрать провода, печальных последствий не избежать.
- Мы узнавали, стяжка нам обойдётся примерно в 150 тысяч рублей. Ни у кого таких денег нет. Почему дом треснул, непонятно. Но и в новостройках иногда появляются трещины, - говорит Рогачёва.
Администрация Должанского района создала межведомственную комиссию, которая провела осмотр технического состояния «несущих, ограждающих конструкций» многоквартирного дома и не нашла оснований для признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В её состав, по словам Галины Гранкиной, вошли представители жилинспекции, городского поселения Долгое, отдела архитектуры, строительства и ЖКХ, пожарные, электрики, сами собственники.
В ответе, который Управление государственной жилищной инспекции даёт Н. Е. Ретинской, предлагается, в случае несогласия, обжаловать заключение межведомственной комиссии в судебном порядке. Кроме того, разъясняется, что собственники, имея также доли в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома, могут использовать его для размещения сетей электроснабжения, идущих к хозпостройкам.
Решить вопросы, касающиеся общедомового имущества, можно на общем собрании большинством голосов собственников. Но оно-то как раз и против предлагаемых Надеждой Егоровной мер.
- Если наш дом, как считает комиссия, в нормальном состоянии, зачем нам делать стяжку? Жители против: это очень дорого. А что касается проводов - мне, да и другим соседям, они не мешают. Не влияют провода на трещину, - говорит Наталья Рогачёва.
Мы показали фотографии торца дома и стены в квартире нашей читательницы специалистам строительной отрасли. По их словам, чтобы избавиться от трещины, нужно сделать армирование стены сеткой, приобрести качественную (и, отметим, недешёвую) сыпучую смесь, заштукатурить стену - обычный песок с цементом ситуацию не исправят. Работы эти обойдутся примерно в 100 тыс. рублей. А вот на стене в квартире Надежды Егоровны, похоже, грибок. Он мог появиться из-за сырости и перемены температуры. Но, чтобы устранить его, вначале необходимо отремонтировать внешнюю стену дома.
Понятно, что в суд Надежда Егоровна, скорее всего, не пойдёт - пожилая женщина с трудом передвигается даже по квартире. Ожидая журналиста, она подготовила стопку документов-отказов, награды умершего мужа, около 25 лет проработавшего редактором должанской районной газеты. Да и сама Надежда Егоровна прожила трудную жизнь, застала ребёнком войну и голод… По-человечески её понять можно. Но и соседей, не желающих проводить весьма недешёвые работы, - тоже. Идти же на компромисс, похоже, никто не собирается.
По всему выходит, что ставить точку в этой истории рано: проблема-то не решена. А главное - никто не может предсказать, как трещина «поведёт» себя дальше. Вполне возможно, она увеличится. И тогда вместо 100 тысяч рублей, с помощью которых можно было капитально её заделать, потребуется уже более значительная сумма.
Сегодня Надежде Егоровне Ретинской некомфортно и даже страшно жить в своей квартире, за которую она сполна и регулярно платит. Нарушены её жилищные права. Поэтому редакция «Орловской правды» считает уместным обратиться за помощью в прокуратуру и просит считать эту публикацию таким обращением.