Данный законопроект предусматривает поэтапное, начиная со следующего года, в течение ближайших шести лет, снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 30% до нуля. Параллельно и также постепенно будет расти ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - нефти и газового конденсата.
Указанные новации неизбежно скажутся росте цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, как из-за роста стоимости сырья для отечественных нефтепереработчиков вследствие увеличения НДПИ, так и с увеличивающейся по мере снижения вывозных пошлин привлекательности экспортных поставок. В связи с этим правительство предусматривает меры, призванные не допустить роста внутренних цен на нефтепродукты до уровня мировых.
В качестве одной из таких мер предлагается использовать механизм отрицательного акциза. Нефтеперерабатывающие заводы, где налажено производство высококачественных нефтепродуктов и их поставка на внутренний рынок (не менее 20% от объёма производства), получат вычет по акцизу на нефть. Этот вычет должен компенсировать нефтепереработчикам удорожание сырья из-за увеличения НДПИ.
Однако такой фиксированный акцизный вычет не позволяет застраховать внутренний рынок нефтепродуктов от резких колебаний мировых нефтяных цен или валютного курса рубля. В случае значительного увеличения цены на нефть на мировом рынке, при отсутствии защитного механизма вывозных пошлин, реализация принципа равнодоходности экспортных и внутренних поставок неминуемо вызовет рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Нейтрализовать этот негативный эффект призван предлагаемый правительством «форсмажорный» отрицательный акциз, который может либо применяться, либо не применяться в зависимости от ценовой конъюнктуры на мировых рынках.
Реализация рассмотренных правительственных инициатив, по мнению доцента Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Владимира Тишаева, может способствовать определённой ценовой стабилизации на внутреннем рынке нефтепродуктов. При этом, как полагает эксперт, успех в решении данной задачи во многом будет зависеть от конкретных параметров реализации рассматриваемого «налогового маневра», таких как, например, ставки предлагаемых отрицательного и «демпфирующего» акцизов, пороговые величины конъюнктурных ценовых колебаний, при которых будет применяться последний и многое другое.