Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

К проблеме логического образования юристов

Для современного российского высшего профессионального образования характерен постепенный переход на новые образовательные стандарты, которые, по мнению разработчиков, призваны оптимизировать обучение по тому или иному направлению подготовки, специальности или образовательной программе.

В связи с этим, на многих электронных образовательных площадках ведётся дискуссия о внесении изменений в учебные планы высшего профессионального образования, у изменения в учебных планах профессиональной подготовки юристов не является исключением. Как известно, некоторые учебные дисциплины учебных планов по направлению подготовки «Юриспруденция» или специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» были переведены из разряда обязательных в разряд дисциплин по выбору или вовсе выведены из состава изучаемых дисциплин. Аргументация происходящего строится на том, что студенты-юристы перегружены учебными дисциплинами и у них просто не остаётся времени на изучение специальных предметов.

Как отмечает эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Виталий Лупандин, до недавнего времени учебный предмет «Логика» был обязательным к изучению на юридических факультетах и подготавливал студентов к изучению правовых дисциплин, поскольку обучал работе с понятиями, а без понимания юридических терминов невозможно представить себе ни одну правовую науку; обучал работе с суждениями, поскольку без оных в правовых науках невозможна передача юридической информации и построение версий; обучал работе с умозаключениями, без понимания принципов, построения которых невозможно строить правильные выводы в юридической сфере и аргументированно отстаивать определённую точку зрения.

По мнению экспертов, перевод логики в разряд дисциплин по выбору или полное прекращение её изучения на юридических специальностях или направлениях подготовки не способствует повышению качеству обучения студентов. Как указывают эксперты, практика последних лет свидетельствует о том, что в вузах, где логика полностью исключена из учебных планов юридической подготовки, родственная ей учебная дисциплина «Философия» не может компенсировать отсутствие логической подготовки будущих юристов. В вузах, где логика переведена в разряд дисциплин по выбору, данный процесс сопровождается сокращением количества часов, отведенных на изучение данного предмета, а такая ситуация не только ведет к снижению уровня развития теоретического мышления у выпускников, но и к полному незнанию ими законов и понятий даже формальной логики. В некоторых вузах изучение традиционной формальной логики заменяется изучением математической логики. Однако и здесь существует ряд трудностей. Во-первых, математическая логика более узкая область логического знания, нежели логика традиционная. Во-вторых, абитуриенты, поступающие на юриспруденцию, как направление подготовки редко обладают математическим складом ума, а потому изучение математической логики представляет для них определённые трудности. В-третьих, увлечение в рамках математической логики изучением специфических символических языков, приводит к тому, что многие студенты-юристы не знают элементарной силлогистики, а дедуктивные умозаключения есть основа не только построения выводов, но и основа доказательств и опровержений.

Поэтому, как отмечают эксперты, необходимо вернуть в учебные программы традиционную формальную логику с элементами более современных видов логики, которые, в свою очередь, могут быть факультативными. Это существенно повысило бы логико-правовую культуру выпускников.

5 марта 2022 17:11
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~CoE08
Комментарии


Актуальное видео
03.09.2024 15:05:00
«Для чего я помню третье сентября»
Наш паблик
Архив газет

Новости